Столетний Флокс? — В поисках ‘REMBRANDT’

Это исследование было опубликовано в журнале «Zandera» 31 (2016) Nr.1. Текст статьи на немецком языке любезно предоставлен ее автором — Инес Хюбнер (Maja). В интернет-версию нами включены дополнительно фотографии. Текст переведен на русский язык.

Ein Jahrhundertphlox? — Auf der Suche nach ‘Rembrandt’
Столетний Флокс? — В поисках ‘Рембрандта’

Старый белый флокс сорт ‘Рембрандт’ описывается в литературе, как выведенный Bonne Ruys в 1900 г. На самом деле, этот флокс является послевоенным сортом , впервые представленным голландским питомником в Хиллегом (нидерл. Hillegom). Эта история иллюстрирует, как трудно бывает проводить исследования в истории растений.
Как вы представляете себе флокс, которому кем-то дано имя ‘Рембрандт’ ?

Флокс метельчатый ‘Рембрандт’ является одним из чистых белых сортов, который не должен остаться не замеченным коллекционерами. Сегодня он предлагается во многих местах и пользуется большой популярностью, возможно, даже из-за прекрасного имени.
В наше время возникает вопрос о его подлинности, как и для целого ряда старых сортов. На самом ли деле в моем саду растет ‘Рембрандт’? Различать белые флоксы не так просто.

На основании описаний и изображений могут быть определены форма цветка и соцветия, время цветения, высота, размер цветка или другие специальные характеристики.
Тем не менее, это не является гарантией для получения по́длинного флокса, даже в так называемых «надежных источниках», иногда это не так. Я хотела бы посадить вместе несколько растений различного происхождения и посмотреть, насколько они похожи.

Но это не единственная неопределенность в «Рембрандте» — указание на время его выведения «1900 год» представляет нам еще одну тайну.

Эта дата появления сорта цитируется всеми специалистами по флоксам. Это не соответствовует действительности, поскольку сорт нигде не упоминается вплоть до 1945 года. Дженнифер Хармер, которая, помимо всего прочего, является историком флоксов «Общества многолетних растений», писала мне, что и они не смогли найти никаких ссылок для «Рембрандта» до 1945 года.

В недавно опубликованной книге садоводства советуют: «Не верьте никакой компилятивной литературе… Исследуйте сами».
Существует список «основных» белых сортов 1920-х годов. Здесь и должен бы встретиться флокс, который сохранился в ассортименте до нашего времени. Белые классики ‘Freifräulein von Laßberg‘и ‘Mia Ruys‘ здесь постоянно перечисляются, но ‘Рембрандта’ в списках нет.
Флокс метельчатый ‘Рембрандт’ получил в 1952 г. в Wisley премию Королевского садоводческого общества (RHS) за заслуги (AM) . Эта награда признает визуальную привлекательность в качестве выставочного сорта. В документах РИТ в графе для указания селекционера стоит знак вопроса. Год выведения или введения, как правило, не указывается. В списках предыдущих лет наш разыскиваемый флокс отсутствует среди сортов, представленных для сортооценки RHS.
В документах RHS садовых многолетников Бонне Руис из Dedemsvaart обозначается, как поставщик ‘Рембрандта’. Но Руис посылал не только свои собственные сорта, он был поставщиком сортов селекционеров из многих стран, даже из Франции и Германии. Как селекционер флоксов, Ruys действительно уже имел имя, но его первые сорта были заявлены в собственном прайс-листе только в 1904 году — ‘General van Heutsz ‘и’ Selma ‘. Слишком поздно для’ Рембрандта ‘.
Сорт часто описывается, как улучшение ‘Mia Ruys’ (Ruys 1922): «Напоминает ‘Mia Ruys’ своими большими белыми цветами, но гораздо выше и сильнее.»
Может быть так и возникла идея принадлежности сорта Руису. Тот факт, что сорт происходит из Голландии, весьма вероятен. В конце концов, кто, если не голландец, должен был бы назвать именем великого художника растение, в память о нем?
В подведении итогов сортооценки сортов флокса метельчатого в Боскооп в 1994-1996гг. есть ссылка в примечании на дотошного Hermann Fuchs (Автор книги ) о якобы голландском происхождении сорта, однако, что интересно, без имени селекционера. Кто может быть автором «Рембрандта»?
Кроме того, великолепный белый флокс был протестирован в Вагенстефан вскоре после создания там сортооценочного сада. Ричард Хансен это в своем докладе 1954 года указывает: «Селекционер: Ruys 1900». Но это практически невозможно. Недоразумение? Видимо есть некоторая дезинформация, появившаяся за 60 лет.
На первой странице каталога Трюффо (Truffaut ) 1961 года мы видим сад с флоксами и гелениумами. Есть описание флокса «Рембрандт» :
«Самый красивый белый флокс».
В другом каталоге Трюффо за 1955 год, есть красивая фотография ‘Hauptmann Köhl’ и ‘Sir John Falstaff’, еще одним сенсационным послевоенным флоксом, который поступает из питомника Bees Nursery в Ливерпуле.
Первой книгой, в которой упоминается «Рембрандт», является «Die Stauden» (Многолетники» (1951) Mien Ruys и ее братьев и сестер. Там не удается узнать, является ли этот сорт селекцией Bonne Ruys, отца четверых детей.
Среди стопок книг накопившихся во время моего исследования, есть каталог van Tubergen 1952г.
Открываю его на букве «Р». Там говорится: «Рембрандт» был награжден в 1948 году в Харлеме сертификатом первого класса („Getuigschrift 1e Klasse“). Что было 1948 году в Харлеме? Клеменс (Clemens Alexander Wimmer) считает, что это, вероятно, была выставка. Мы думаем об этом некоторое время. Была ли выставка в Гарлеме?
К счастью, у нас теперь есть Интернет. Оцифрованные источники предлагают возможности, которые друзьям растений имеющим, желание исследования, еще недавно были недоступны. Я наткнулась на статью в ежедневной газете Nieuwe Leidsche Courant от 13 июля 1949 об организованной на предыдущей неделе выставке цветов в Харлеме. Там написано: «Цветов которые в настоящее время представлены Маас и Ван Штейн, Hillegom, казалось немного …. Hillegomse же фирма показала флокс метельчатый Рембрандт, белый сорт, который очень ценится у цветоводов, и удостоенный премии Первого класса ..». С помощью словарей, мы понимаем, что питомник Maas & van Stein из Hillegom выпустил «Рембрандт».
Maas & van Stein все еще существует. Компания была основана в 1932 году. Сегодня она предлагает в Интернете 24 сорта флоксов. «Рембрандт» в их ассортименте больше не существует. На мой звонок ответили очень вежливо, но не стали вникать в исторические исследования во время весеннего бизнеса. Так близко к финишной черте!
Если была информация в газете об этом, то возможно, нам удастся найти в садоводческой торговой прессе еще больше сведений. К сожалению, в садоводческой библиотеке не хватает голландских томов журнала после войны. В то время были очевидные причины, не было обмена между немецкими и голландскими библиотеками. Мы должны отправиться в Вагенинген.
Добавлено Григорьевна 16 сентября 2016

600 км нас отделяло от этого голландского города.

Университет переехал в последние годы в просторный , несколько пустоватый университетский городок, где отдельно стоящие здания имеют имена, такие, как Lumen, Gaia, Орион, Атлас и Radix. Центральное здание в форме куба является библиотекой. В середине есть шар (из) воздуха, который можно было бы назвать атриум, если бы он не имел форму шара. Под стеклянным полом шара хранятся специальные коллекции, желанная цель нашего путешествия. Каталожный рай. Нигде в Европе нет такого количества каталогов садоводческих компаний собранных в одном месте, около 35000 экземпляров. Самая большая часть хранится в архивных коробках и только суммарно зарегистрирована.

Добавлено Григорьевна 16 сентября 2016


Архивариус Onno Kasteelen предоставил впечатляющее количество этих коробок для удовлетворения наших многочисленных запросов на каталоги. Все они должны быть просмотрены и сфотографированы прежде, чем запрашивается следующая полностью загруженная тележка . Здесь можно ознакомиться со всей историей растений. Я боюсь что-то упустить, прежде всего, особенно важную запись о «Рембрандте» или фотографию ‘Миссис Этель Причард ‘, на что очень надеется моя подруга из Москвы.

«Это вряд ли», ответил Onno Kasteelen на мой вопрос о посетителях. Масштабный проект оцифровки будет огромной победой для международного исследования растений. В то время, когда есть несколько книг и журналов, которые оцифровываются везде, многие садоводческие каталоги сохранились только в одном экземпляре. Восхищенные, мы просматриваем, например , каталоги Deegen (Köstritz, ab 1855) Hock (Mainz, ab 1840), Ketten (Luxemburg, ab 1890), Lemoine (Nancy, ab 1850), Regel & Kesselring (St. Petersburg, ab 1899) und Zaubitz (Darmstadt, ab 1860). Никто не запланировал оцифровывать эти сокровища? Исключение составляют голландские каталоги, для которых оцифровка проводится в рамках национальной программы. Liesbeth Missel, руководитель специальных коллекций, показывает нам впечатляющие DVD-массивы. К сожалению, их содержание пока не доступно в сети. Только тогда, когда каталоги всех крупных компаний будут доступны в Интернете, может быть создана достоверная история селекции растений.

Что касается ‘Rembrandt’ , то мы определили название голландских журналов, которые существовали около 1948 года. В «De Bloemisterij» от 6 августа 1948 сообщается: «Цветочное шоу в Гарлеме». «Фирма Maas & van Stein представила разнообразные сорта гипсофиллы, синий и белый агапантус и флокс метельчатый ‘Рембрандт’, которой «получил сертификат 1-го класса «. Подтверждение того, что мы уже предполагали.
Но в Вагенингене мы нашли также торговый каталог садовых растений компании Maas & van Stein за 1952/53 год, где предлагается 46 сортов флокса метельчатого, английских, немецких, французских и голландских селекционеров. И только один выделен в рамке: ‘Рембрандт’ — «чистый белый, очень хорошо держится в срезке (-> в вазе), очень рекомендуется».
К сожалению, в каталоге компании нет никакой информации о селекционере, который вывел этот флокс. В остальных их каталогах также нет указаний на их собственные флоксы. Возможно, «Рембрандт» — это собственный флокс Maas & van Stein. Полностью доказать авторство до сих пор не возможно.
Такое было в каталогах не редкостью, не говоря уже об указании конкретных имен селекционеров . Для исследования происхождения сортов растений это вызывает сожаление.

 

В моем саду есть Флокс. В книге «Флоксы» русский эксперт Галина Тавлинова отметила , что сорт «универсальный» и очень хорош «в сочетании с пурпуровыми и сине- фиолетовыми цветами». В других источниках Флокс хвалили за статность , «хорошую внешность».
Я прочитала бесчисленное количество описаний ‘Rembrandt’, рассмотрела пару старых фото, и некоторые современные цветущие растения, имеющие такое наименование. Я не нашла связи с именем. Чистый белый, снежный-белый, молочно-белый или фарфорово-белый — это флокс ‘Рембрандт’.

 

I.Huebner (Конец статьи)

Добавлено Григорьевна 16 сентября 2016


Прочитала с большим удовольствием, Инес, вы умничка!   Так глубоко и долго копать. Жаль, что финал получился не счастливым.
Григорьевна, спасибо за перевод!

Добавлено Анюта 16 сентября 2016


Отчего? Эту тему мы начали обсуждать на немецком форуме 2 года назад. Она родилась случайно. И теперь разговор об этом флоксе у многих связан с памятью о безвременно ушедшей из жизни Сантолиной. Именно она разместила однажды вот этот чудесный коллаж. Это — вариант Рембрандта, который рос в ее саду. У него розоватые трубки. И участники форума стал показывать свои варианты.
И мы начали сравнения с имевшимся уже тогда в нашем распоряжении старым черно-белым изображением этого сорта.

 

Надо сказать, что те несколько вариантов, которые можно встретить в интернете, объединяет их красота.

У меня в тот год также расцвел Рембрандт из Германии. Он был посажен рядом с Фрау Антон Бухнер ( также немецкий вариант), и оба флокса казались идентичными. Но никакого розового оттенка у них не наблюдалось. Этот флокс отличался от представленного на сайте Х. Ригера, и поэтому у меня возникли сомнения в подлинности сорта. На следующий год я получила второй вариант, из старой немецкой коллекции. Тот самый, что на сайте у Х. Ригера. Почти черные прицветники, легчайший кремовый оттенок и очень плотные, как бы фарфоровые, лепестки, которые не портятся от влаги.

той зимой я получила книгу Г.К. Тавлиновой «Флоксы», 2001 г. издания. Автор описывает лучшие сорта из коллекции ГБС.
И вот — описание Рембрандта:

Куст 80-100 см высоты, прямостоячий, средне плотный, быстро разрастающийся. Соцветие плотное, округлое, 15 см в диаметре, выглядят, как фарфоровые.Цветет с первой половины июля до середины августа, 25-30 дней, сохраняя листья до осени. Плодоносит очень скудно. Устойчив в срезке и транспортировке, стойкий к грибным болезням. Сорт универсального назначения, очень красив в сочетании с пурпуровыми, сине-фиолетовыми цветами. Рекомендуется для различных аранжировок, букетов, корзин. В зимовке капризен, требует укрытия.

Потом Maja вернулась из Голландии, и у нас появилась возможность сравнить разные описания.
По иронии судьбы у меня есть и вариант, который обозначен, как Рембрандт, на сайте «Сад Флоранс». Если я не путаю, то это флокс из старой коллекции Бот. сада Екатеринбурга. Условно он назван Галей «№20». И мы долго искали возможные варианты для этого очень интересного сорта. Он особенно хорош в лучах солнца, когда от него исходит таинственный розоватый цвет. Но это никак не Рембрандт. Я все время, с учетом старых ботанических списков этого региона, возвращаюсь к предположению, что это может быть «Бауэр»(Hermele Bauer. Pfitzer 1908).

Флокс с таким названием был в ГБС, описан в той же книге Г.К. Тавлиновой:

Бауер — 60-70 см, куст рыхлый, прямостоячий, соцветие 14 см в диаметре, рыхлое, овальной формы. Цветки 3,5-4,0 см, алебастрово-белого цвета с едва заметной розовой срединой правильной формы. Плохо переносит неблагоприятные погодные условия.

Бауэр был в составе коллекций многих бот. садов. У №20 тонкие лепестки, обвисающие после дождя, рыхлое соцветие. но розоватый свет, исходящий от его цветков, позволяет забыть про все эти недостатки.

Несколько лет назад Таша прислала фото из Бот. сада Таллина. Можно просто улыбнуться, тому, как «замаскировался» «Фудзияма», но ведь и он, по-своему, впечатляющий белый флокс в разгар цветения.

Знакомство с каталогами и результатами сортооценок позволяет делать свои собственные выводы. Награда АМ — это показатель выдающихся качеств сорта. И я, рассматривая все варианты в своем саду, на разных сайтах, склоняюсь к тому, что «фарфоровый» Рембрандт с темными прицветниками — подлинный.

Летом совсем не хватает времени, и я тянула с переводом. Но именно флокс заставил меня закончить работу. Когда он показал химерные цветки.

Время его выведения — это период, когда прекрасная «Элизабет Кэмпбелл» очень широко использовалась для селекции. Я для себя поставила еще один » плюсик» в пользу этого сорта.
Нам неизвестно, какие родители были у этого сорта. Но исследования Maja доказали, что этот сорт гораздо более позднего происхождения, чем указываемый для него 1900 год; это послевоенный сорт.  А вот почему произошла такая точечная мутация — вопрос интересный. Из необычного в этом сезоне: как и все белые флоксы, весной он стартовал одним из первых и несколько раз попадал под заморозки. И на стадии всходов, и при высоте 10-12 см. Тогда у него треснули стебли. Но, в отличие от других сортов с такими симптомами, стебель не упал, не увял, не засох, а продолжал расти. Боясь грибных инфекций в ране, я обработала его слабым раствором СКОРа. И рана быстро затянулась. Потом начались ливни, и стебель получил еще одну широкую и глубокую трещину. Я повторила лечение. Флокс продолжал интенсивно расти и никаких признаков поражения листьев не отмечалось. Потом началось полноценное цветение. Возможно, такой стресс, как заморозка, и явился причиной мутации?

Добавлено Григорьевна 18 сентября 2016