AIDA

Aida- синеющий флокс? Это он?

http://www.helenium-phlox.de/phlox/aida

Добавлено amalex   29 ноября 2012


Пурпурно-красная «Аида» не синеет, она становится очень глубокого цвета, и выглядит бархатной. Второго варианта ( фиолетового) у меня нет, поэтому о нем молчу.

Это снято 13 июля 2012г.в 20час 30 мин (вечер)

Добавлено Григорьевна  29 ноября 2012


У  ‘Aida’  очень похожий цвет как ‘Kirchenfürst’ — очень бархатное темно-красное. Только немного более темно. Сегодня — настоящая ‘Aida’  редкость.

Старые описания говорят  «темно-малиново-красного цвета». На многих фотографиях кажется мне ‘Aida’ несколько слишком фиолетовой.  Описание ‘Aida’ из старого каталога: амарант.

Добавлено Maja  30 ноября 2012


Если судить по каталогу Hartmut Rieger, то разница чувствуется:

 

Добавлено amalex   30 ноября 2012


У Меня «Аида» — из ГБС. По словам куратора коллекции Валентины Леонидовны Кудусовой, все специалисты по флоксам, приезжающие из разных городов в ГБС, уверенно опознавали его, как подлинный. Сорт находится в коллекции долгие годы. Цветущий массив производит неизгладимое впечатление. А форма соцветия полностью идентична изображению из книги Е.Д. Харченко.

На последней фотографии Аида — вверху. Здесь очевидна разница цвета с лилово-амарантовым венчиком старого неизвестного сорта, найденного в прошлом году Мегой в саду любителя, где этот сорт растет более 40 лет. У Иры этот сорт вызвал ассоциацию с Аидой, поэтому я их сравнивала в саду.

Добавлено Григорьевна  30 ноября 2012


У Симон Жена в книге Аида тоже красная (стр63):

Совершенно определенно, этот флокс, которым нельзя пренебрегать из-за его уникальной окраски — темный, богатый, красно-малиновый, бархатный с пурпурным глазком. Оттенок, который точно определен как H.CC. 721/i. Это компактное растение с хорошим густым кустиком и круглым цветком достаточно крупного размера. Глядя на него, я представлял себе роскошь церковного облачения. Великий флокс, единственный по своему цвету.

У меня лично складывается впечатление, что мой фиолетовый это один из вариантов Отелло, хотя приобретен он был в КЦМ, как Аида. В этом году я приобрела такого тёмного Отелло, сравню в следующем году.
Так, что Аида все же красная, а не фиолетовая.

Добавлено инусик  30 ноября 2012


Инусик, про Аиду были разговоры еще давно, в бытность нашу на Цветущей Даче. Когда, кто и где перепутал Аиду сказать сейчас, наверно, уже невозможно. Но определенно просматриваются три ее оттенка, если сказать по-простому, то ближе к бордовому, ближе к пурпурному и ближе к фиолетовому. И два цветотипа — яркий и темный.

Это описание ГБС, ИИ-60:
‘Аида’ (‘Aida’). Вн. ярко-пурпурный с карминовым глазком, диам. до 3,7 см; соцв. средней плотности, пирамидальное, разм. до 20 x 13 см. Ст. прямостоячие, выс. 50—57 см. Цветет с 8—15.VII в течение 22— 35 дней. Устойчив против грибных болезней. Групп. посадки, срезка. (Германия; раст.; 1946.)

Понятно, что приехала из Германии в 1946 году. И такая Аида разошлась по ботсадам. Там везде, в том числе и в ВИРе, описания примерно сходятся. Приводить их не имеет смысла.

Но стоят особняком три описания:
Гаганов П.Г. «Флоксы многолетние», 1955 — «темно-фиолетовый, до 60 см… один из самых темно-фиолетовых».

Zvaigznite E. «Floksy», 1958 г. (перевод Е. Лепаевой)
Вырастил в 1934 году немецкий цветовод W. Pfitzer. Высота 60—100 см. Имеет до 4,3 см в диаметре, ярко-фиолетовый (HCC 727), не выгорает, глазок красный (HCC 727). Трубка цветка 2,3 см длиной, пурпурная. Края лепестков сердцевидные, немного перекрываются. Соцветия диаметром 25 см, широкие и длинные. Очень подходит для насаждений. Цветет в июле, в августе.
Не знаю, можно ли соотнести ярко-фиолетовый с ярко-пурпурным? Наверно это все-таки разные два цвета.

Тавлинова Г.К. «Флоксы», 2001 г.
Куст 50-60 см высоты, компактный, прямостоячий, среднеоблиственный, быстро разрастающийся. Соцветие округлое, 15 см в диаметре. Цветки 3-3,5 см в диаметре, темно-фиолетовые, правильной колесообразной формы. Цветет с начала июля до середины августа, в течение 35-40 дней, цветение дружное, обильное, продолжительное, на солнце не выгорает. Хорошо плодоносит. Устойчив в срезке и транспортировке. Не подвержен грибным болезням. Зимостойкость высокая. Сорт универсального назначения.

В Латвийский ботанический сад Аида приехала не из ГБС, а из Таллина в 1966 году. Вот откуда она появилась в Эстонии, я еще не узнала до конца.

Немцы описывают Аиду, как новинку селекции Пфитцера (журнал, 1934): Аида привлекает внимание в качестве группового сорта, так как нарастает обильно и равномерно. Она достигает 60 см в высоту. Средней величины цветки тёмного карминово-красного (dunkelkarmoisinroter) цвета имеют пурпурный глазок.
Я перевела, как кармин, на самом деле написано «кармазин» — темного кармазинно-красного цвета. Чем кармин отличается от кармазина, я так толком и не поняла.

А вот «ближе к бордовому» появляется Аида в англо-говорящей среде Нового Света, где ее цвет дается, как «один из самых темных» амарантово-красных («one of the darkest»… amaranth-red), высотой 2 feet (чуть больше 50 см). И датируется издание 1927 годом, когда, по идее, никакой Аиды еще быть не должно, тем более в Америке. Это другая Аида?

Интересно еще и то, что по высоте все примерно сходятся — 50-60 см, ниже среднего, кроме Звайгзните, до 100 см.

Тот флокс, который под именем Аиды сейчас находится в ГБС, мне кажется, есть потерянный ГБСом «Kirchenfürst». Это пока предположение, правильное оно или нет, хорошо бы проверить.
Путаница сортов в ГБС началось еще в 1950-х годах, а некоторые сорта даже в момент поступления из карантинного питомника в конце 1940-х уже были перепутаны, и продолжалось это сквозь всё его существование. Поэтому, что там правильного, и что знатоки определяют, не зная настоящего оригинала, сказать очень сложно.

Еще пара мыслей про Аиду.
Если подразумевать ассоциативность «назывательного процесса», то интересно, какой оттенок вставал перед глазами селекционера, когда он представлял себе Аиду, дочь эфиопского царя в египетском рабстве?
Темный или яркий?
Амарантовый, карминный или фиолетовый?
Женщина была негроидного типа. Как у аристократки, цвет ее кожи должен был быть светлее, чем у эфиопских простолюдинов.
Но селекционер мог не знать об этом, а просто представлять себе красивую героиню оперы Верди и ее драматичную судьбу.
 Добавлено Scorpio 1 декабря 2012

Есть же описание самого автора – Пфицера в его же каталоге, любезно предоставленного Майей.

Dunkelkarmoisin – тёмно-кармазиновый.
Кармазиновый цвет на «Академике» описан как тёмно-красный.
Цвет Аиды – тёмно-тёмно-красный. Или очень тёмно-красный.
Высота, указанная автором – 60 см.
Получается, что фиолетовый флокс – это нечто другое, когда-то перепутанное с флоксом Пфицера.

 Добавлено sveta-bir 3 декабря 2012


Я еще в своем посте привела описание из немецкого журнала 1934 года (уже переведенное), где описаны новинки селекции Пфитцера от 1928 до 1934 годов прямо из питомника Пфитцера.
Описание более развернутое, нежели просто Dunkelkarmoisin.

Вот его текст:

Die beiden Neuerscheinungen für 1934 sind Aida und Fidelio. Aida wird besonders als Gruppensorte in Frage kommen, da sie gleichmäßig und gedrungen wächst. Sie wird nur 60 cm hoch. Die Blumen sind mittelgroß, von dunkelkarmoisinroter Farbe mit purpurnem Auge.
Аида и Фиделио — две новинки 1934 года. Аида привлекает внимание в качестве группового сорта, так как нарастает обильно и равномерно. Она достигает 60 см в высоту. Средней величины цветки тёмного кармазиново-красного цвета имеют пурпурный глазок.

Не противоречит каталожному. Dunkelkarmoisin присутствует. Правда, господин R. Siebert, автор статьи, добавил красноватый оттенок. Это только еще раз подтверждает то, что даже видя перед собой живой сорт в питомнике селекционера, каждый воспринимает его по-своему.

Каталоги не призваны давать развернутые описания. Их задача кратко обозначить цвет сорта, примерные габариты, а главное — цену. Поэтому, если есть возможность, лучше искать более подробные описания, близкие по времени к созданию сорта, в серьезных альтернативных источниках.

Но разговор совсем не о конкретном описании в каталоге, где цвет дается так, как будто-то его гвоздем заколотили, а о том, что на сегодняшний день реально существуют несколько вариантов Аиды. И в России тоже. Они существуют в коллекциях, размножаются и продаются коллекционерами. Молчу уже о голландцах. Я в прошлом году получила четвертую по счету Аиду, и все-равно не уверена, что это та самая настоящая. Хотя теоретически все хорошо понимаю, составила целое досье на Аиду.

Я ставила перед собой задачу собрать воедино разные описания одного сорта (Аиды в данном случае) и выделить из них группы по схожести оттенков. Люди, которые давали такие описания, искренне полагали, что имеют настоящую Аиду. Иначе зачем бы делать эти описания?

Гаганов, правда, изменил мнение о цвете Аиды. Если в 1955 году цвет «темно-фиолетовый», то в 1963 году «густо-пурпурно-красный». В его немецком издании 1961 года Аида есть и dunkelviolet (темно-фиолетовый), и amarantrote (амарантово-красный).

Несомненно и очевидно, что в поиске настоящей Аиды нужно отталкиваться от оригинального описания. Только вот вопрос, как обстоят дела у нас, дальтоников, с субъективным цветовосприятием и объективным цветоопределением?

 Добавлено Scorpio 3 декабря 2012


Марина по логике, описание автора ставится «впереди планеты всей». Авторское описание Пфицера есть в его же каталоге: цвет, глазок, высота. И не настолько оно меньше приведённого тобой из немецкого журнала. Журнал просто повторяет авторское описание, усилив акцент на красноте. Собрав разные описания, ты упустила описание автора.

Кармазиновый цвет (а не карминовый) – это тёмно-красный.
Карминовый — это красный с примесью синего (что-то типа этого)

 Добавлено sveta-bir 3 декабря 2012


Я хотела бы сказать кое-что идентификации посредством фотографии: Питер цур Линден говорил, что это могло быть настоящая ‘Aida’ на фото — но нужно видеть оригинал, естественно, чтобы быть уверенным. Он знает ‘Aida’ из его времени обучения у Хагеманна. У него также было сорт, но нет больше теперь.
Правильно, в Германии мы ищем настоящий сорт. Мы верим, существует только лишь редко.

Добавлено Maja  3 декабря 2012


Aida и Rosa Spier в старом каталоге B. Ruys  Dedemsvaart Netherlands

На изображении виден цвет. И он — явно не фиолетовый.
А вот как ведут себя лепестки весь период вегетации, мы пока не фиксировали. И не знаем, что изображено у Руиса: срезка, или растущий стебель. Значит, надо оценить и состояние лепестков в срезке. Ведь существует достаточное количество сортов, у которых в срезке лепестки подкручиваются, расходятся, и пр.
Теперь просто есть ориентир для наблюдения.

Добавлено Григорьевна  15  декабря 2012


Цифровое обозначение цвета этого сорта сохранилось в нескольких источниках.
Н.С.С. 729, Auge 727 (Weihenstephan 1954)
Н.С.С. 729/1 (B. Ruys , Kat. 1942-1970)
Н.С.С.729, Auge 727 (E. Zvaigznite 1958)

Коллаж со старой афишей одноименной оперы Джузеппе Верди и иллюстрация из каталога Руиса 1954г.

Добавлено Григорьевна  27  декабря 2014