WILHELM KESSELRING

Eще один старый, надежный и длительно цветущий флокс. Он еще сохранен в разных странах и коллекциях. Правда, несколько раз в ботанических садах я встречала под его именем сорт Успех. Действительно, в определенные моменты цветки этих сортов бывают весьма похожи. Поэтому очень хотелось увидеть отличия.

‘WILHELM KESSELRING’ Bonne Ruys,1923

Сорт cредне-ранних сроков цветения ( в отличие от сорта ‘Успех’, чье цветение начинается гораздо позже), хорошо и быстро разрастается; относится к низкорослой группе (высота растения от 50 до 80 см); диаметр цветка около 4 см, соцветия 18 см длиной х 20 см в ширину, темно-коричневатая трубка длиной 1,8 см; довольно устойчивые стебли, воздушный, но прочный сорт; с обилием цветов; энергичный; устойчивый к болезням, не выгорает на солнце, верхушка стебля имеет явную пигментацию. В конце цветения белый центр мутнеет, но выцветания-выгорания я не видела (последнее фото). На этом же фото есть отдельные цветки с тонким колечком. И именно в этот период сорт легче всего спутать с сортом »Успех’. Ведь для ‘Успеха’ колечко очень характерно, а вот для ‘Wilhelm Kesselring’ это не типично.

Отдельно несколько слов об окраске. Темно-фиолетовый с большим ярким белым центром. Сохранилось и описание по шкале цвета.

Вот описание Эльвиры Звайгзните:

‘Wilhelm Kesselring’ Цветки яркие красно-фиолетовые (НСС 31-32) с белой, очерченной серединкой. Трубка темно-коричневая, 1.8 см длиной. Цветет богато. Соцветия 18 см длиной, 20 см шириной, компактные, в одинаковой высоте. Цветет от конца июня до августа. Годится для срезки и посадок группой

А это описание цвета в немецких источниках:
Цветовая схема садоводства (первое издание 1939-1966):
H.C.C. 31-32 (Institut Weihenstephan 1954)
H.C.C. 33; позже 34/1 (Ruys)
Цветовая схема садоводства (новая редакция):
RHS CC 78A (Boskoop 1996)

Примечание Maja: Цветовой код 78A эквивалентен старому цветовому коду 33. По сравнению с этим цветом вы можете использовать Verbena rigida.
Цветовая схема садоводства (первое издание 1939-1966):

Наиболее точно цвет передан на изображениях венчика, полученных через сканер. Отчетливо видна и светлая окраска изнанки венчика.

Достаточно близок по окраске этот сорт и еще к одному старому сорту: ‘Дмитрий Шостакович’ И.Л. Заливского (встречаемому также под именем ‘Герефорд’). Он также низкорослый и среднеранний. И у него, как и у ‘Wilhelm Kesselring’ достаточно широкие листья. В отличие от достаточно узких листьев сорта ‘Успех’.
На фото ‘Wilhelm Kesselring’ слева, ‘Дмитрий Шостакович’ — справа

Флокс ‘Wilhelm Kesselring’ является родительским сортом для ‘Wennschondennschon’ (1931), выведенным К. Фёрстером.

На коллаже представлены сорта имеющие фиолетовую окраску с белым центром.

Как у любого исторического сорта, у ‘Wilhelm Kesselring’ есть своя неповторимая история.

Бонни Рюйс назвал этот сорт в честь Вильгельма Кессельринга (1876-1966) после посещения Кессельрингом летом 1922 года питомника Мэрхайм. Кессельринг написал о своем посещении Дедемсваарте в немецком садовом журнале «Gartenschönheit».

Фридрих Вильгельм Кессельринг родился в 1876 году Он был сыном Вильгельма Кессельринга и дочери Эдуарда Регеля. Он был внуком Эдуарда Регеля, директора Ботанического сада в Санкт-Петербурге с 1855 по 1892 год, а также владел крупным садоводческим бизнесом. Фридрих был также внуком Якова Кессельринга.

Фридрих Вильгельм Кессельринг получил образование в Школе садоводства, культуры фруктов и помологии в Ройтлингене , где в 1896 году он стал лучшим учеником, и закончил его с отличием. Затем он стажировался в различных больших садах в Европе. В конце концов он вернулся в Санкт-Петербург, а в 1909 году стал главой и совладельцем Помологического института питомника Регеля и Кессельринга. Благодаря своим связям и поездкам ему удалось создать богатую коллекцию многолетников Кавказа, Туркестана, Сибири и Маньчжурии.

Во время революции Кессельринг разорился. В конце концов он бежал через Балтику в Швейцарию на родину его деда Якова Кессельринга. В 1922 году он был приглашен в Мюнхен Карлом Риттером фон Гебелем. Там Кессельринг ухаживал за Альпинарием. А с 1926 года работал в качестве инспектора в Ботаническом саду Дармштадт. Кессельринг был автором многочисленных статей по ботаническим проблемам. Он был особенно активен в период между 1925 и 1928 годами, в этот период он написал многочисленные статьи о своем деде Эдуарде Регеле, создал журнал Garden Flora. Кессельринг описывается как скромный человек с обширными знаниями о растениях.

Кессельринг ушел в отставку в 1947 году в возрасте 71 года. До своей смерти в 1966 году он жил в небольшом садовом доме на западном краю Ботанического сада в Дармштадте.

Слайд сорта, сделанный Г. Арендсом и старая иллюстрация из журнала 1935г.

Добавлено Григорьевна 3 декабря 2018


Лена, спасибо! А какие два других сорта на иллюстрации ? Подпись светлая, не могу прочитать.

Добавлено Париса 4 декабря 2018


Это еще два чудесных старых флокса:

 

‘Evangeline’ (Jones) английский сорт, до 1927г. Он был необычайно популярен, и считался, по информации от самого автора, улучшением сорта ‘Elisabeth Campbell'(Albert Schöllhammer). В свое время этот сорт произвел необычайное впечатление на К. Ферстера. Если практически ежегодно в течение многих лет он с неизменным восторгом описывал ‘Elisabeth Campbell’, то, после появления ‘Evangeline’ также стал писать об этом сорте, как об улучшении ‘Elisabeth Campbell’. Я не знаю, был ли этот сорт, отмеченный золотой медалью, в России. Но К. Ферстер, описывая преимущества этого сорта, отмечал его неизменную окраску, в отличие от весьма изменчивой в зависимости от погоды ‘Elisabeth Campbell’.Так что я думаю, что наш флокс -‘Elisabeth Campbell’.

Добавлено Григорьевна 8 декабря 2018


Лена, ради исторической справедливости хочу внести поправку. Фридрих Вильгельм Кессельринг (по-русски его называли Василием Яковлевичем) был сыном Якова Кессельринга, а не его внуком, а Яков Кессельринг был зятем Эдуарда Регеля.
Почему Василий? — Производное от Вильгельма, второго имени, данного при рождении. В России Вильгельмов на русский лад именовали Василиями.
Фото из статьи Г.И. Родионенко и И.А. Макарова «Семья Регелей в России»
Кстати, на фото один из сыновей Э. Регеля — Василий (на русский манер) имел полное имя — Андреас Фридрих Вильгельм Регель.
Добавлено sveta-bir 25 декабря 2018

В этом году исполняется 100 лет со «дня рождения» флокса Wilhelm Kesselring. Много это или мало? Для вселенной – это мгновение, для нас – целая эпоха, за которую сменилось минимум 2 или даже 3 поколения.

Просматривая старые немецкие подшивки, я натолкнулась на статью о флоксах в журнале «Gartenschönheit» (1933 г., №14), в которой помещена фотография флокса «Вильгельм Кессельринг».

И хотя фотография чёрно-белая, однако, она даёт ясное представление не только о форме цветка в течение его «жизненного пути», но и о форме и текстуре листьев. Характерный признак верхних листьев – это то, что они прорезаны глубоко-продавленными жилками. Края слегка опущены книзу.

Цветки тоже имеют характерный признак, но не столь существенный, как у листьев. У только что распустившихся цветков края слегка приподняты. В процессе цветения лепестки чуть опускаются книзу, и цветок становится немного выпуклым.
Этот флокс (по листьям) вряд ли спутаешь с другими ему подобными.

Показанный здесь флокс Еленой Григорьевной – лучшая иллюстрация оригинала из немецкого журнала. Не возникает ни малейшего сомнения, что это именно «Wilhelm Kesselring».

Форма и текстура листьев, возможно, поможет тем цветоводам, которые ищут названия своим безымянным флоксам подобной колеровки (фиолетовые с белым центром).

Далее — перевод статьи, где присутствует фото «Вильгельма Кессельринга»:

Опыт работы с многолетними флоксами / Автор — Александр Штеффен

В течение нескольких лет под моим присмотром находился экспериментальный участок флоксов метельчатых Ассоциации немецких селекционеров многолетних растений, которых насчитывается несколько сотен сортов. Изображения любимых сортов уже появились в «Garden Beauty». Если в плане моего душевного отношения к делу за этот период наблюдения ничего не изменилось, максимум в положительном смысле, то в отношении оценки сортов произошли некоторые изменения. А именно, пересаживая флоксы на новые места, отчетливо осознаешь, насколько ценно свойство силы роста (разрастаемость), особенно в первый год после деления и пересадки.

Есть сорта, которым требуются годы, чтобы вырасти в действительно привлекательные кусты, в то время как другие проявляют себя уже в первый год. По моему мнению, очень важно, особенно при закладке новых садов, иметь сорта, которые начинают быстро проявлять совершенство. Садовые архитекторы любят показывать фотографии своих новых садовых творений «через полгода после посадки». В этом отношении подбор сортов флоксов в значительной степени зависит от вышеупомянутых характеристик. Я люблю немного смягчить свои претензии в отношении других свойств и не уклоняюсь от упоминания старых сортов.

Особенно примечательны в стремлении к разрастанию  Antoine Mercier, Freifräulein von Laßberg, H. Vollmöller, Lofna, H. B. May, Meteor, Wiking, Smiles, Morgenrood, Europa, Graf Zeppelin, Evangeline, A. E. Amos, Mrs. H. I. Jones, Mia Ruys, Wilhelm Kesselring, Thor, Rheinländer, Hilda Billett.

К сожалению, в список несовершенных сортов я должен включить некоторые флоксы, по которым трудно скучать (?), такие как Gefion, Kapitän König, Drama, Adolf Adorno, Leo Schlageter. Сине-лиловые сорта Le Mahdi, William Ramsay также не вызывают радости; белоцветковая Frau Antonie Buchner изменчива в поведении, среди 6 кустов обычно бывает два пышных. Очевидно, что при делении растений очень важно избегать всех болезненных, то есть проводить отбор.

Самый темный флокс — Montfort, красный цвет которого имеет оттенок коричневого. К сожалению, его нельзя рекомендовать из-за слабого разрастания.
Теперь я назову два сорта, без которых невозможно обойтись, несмотря на то, что они не отличаются пышностью, — это Nordlicht и Rokoko. Обоим нужно время, чтобы дорасти до достаточно больших кустов. Но ни один другой сорт не обладает таким насыщенным розовым цветом с ярким глазком.

Каждый посетитель сразу же обращает внимание на сорт Schwerins Flagge. В то время как флоксы имеют равномерное распределение цвета и глазки, расположенные более или менее по кругу вокруг центра, у этого цветка-флага цветовой узор сильно исходит из центра с четким контрастом между светлыми и красными полосами. Разрастаемость достаточная.

К сожалению, многие экземпляры флоксов сильно страдают от нематоды; это проявляется в летнем отмирании облиственных побегов, и в конечном итоге целых кустов; стебли загнивают. Молодые поздние побеги также поражаются и остаются изуродованными. Нематоды живут в земле и нижней части побегов, поэтому с ними трудно справиться. Регулярное и немедленное удаление всего болезненного может сдержать вредителей. Я высыпал сажу из отопителя (отопления?) вокруг каждого растения; таким способом мы боремся с нематодами хризантем, где мы добились определенного успеха.

Участок земли, впервые выбранный много лет назад для экспериментальной посадки флоксов, оказался благоприятным. Растения стали пышными и достигли пика развития на третий год. При расстоянии посадки 75 см многие кусты уже плотно сомкнулись. Почва была не совсем легкой, скорее тяжелой, но обогащенной перегноем, и ее скорее можно было назвать влажной, чем сухой. Еще одно обстоятельство, на мой взгляд, имело при этом особое значение. Место было защищено от восточного ветра теплицами, от западного — стеной. Солнце полностью проникало между растениями только около 10 часов утра; когда ещё не жарко. Потеря влаги была умеренной, потому что место безветренное.

При выборе нового места я недостаточно оценил этот последний пункт. Почвенные условия существенно не отличаются. Но не унимающийся восточный ветер беспрепятственно врывается в ряды. Флоксы растут не так пышно, как на старом месте. Возможно, была допущена еще одна небольшая ошибка: часть растений следовало посадить немного глубже. Именно это обстоятельство еще более усиливало возможности ветровых атак с востока (?). Проблем с питанием и водой не было. Нет чрезмерного солнца, так как решетчатые стены обеспечивают некоторую защиту от солнца. Таким образом, здесь снова имеет место случай, когда незначительные изменения в почвенных условиях и в местоположении приводят к значительным благоприятным или неблагоприятным последствиям.

Я придерживаюсь мнения, что все наши садовые растения, которые были сильно или слегка модифицированы в результате селекции, предъявляют, в основном, те же требования к жизни, что и дикорастущие исходные виды.

Добавлено sveta-bir 1  октября 2023

К вышеупомянутым в теме биографическим сведениям о Вильгельме Кессельринге, добавлю ещё некоторые факты из юбилейной заметки, посвящённой его 60-летию («Die Gartenwelt»,1936).

22 июня Вильгельму Кессельрингу, инспектору ботанического сада в Дармштадте, исполнилось 60 лет.
Кессельринг родился 22 июня 1876 года в Санкт-Петербурге (Россия). Его отец, Якоб Кессельринг, был соучредителем, а затем совладельцем и руководителем садовой компании и Помологического сада Э.Регеля и Я.Кессельринга. Он рано научился любить цветы, поскольку вырос в их окружении. Поэтому неудивительно, что после окончания гимназии он стал садовником. Сначала обучался у своего отца, а затем поступил в школу садоводства при Помологическом институте в Ройтлингене, которую окончил с отличием.За годы учебы и путешествий он работал и набирался опыта в компании Л. Шпета (Берлин), на французских, английских, голландских и швейцарских предприятиях. Особые обстоятельства вынудили его вернуться в Санкт-Петербург уже в 1900 году, где он был вторым, а затем (до 1918 года) единственным руководителем фирмы до смерти своего отца (в 1910 году). С 1911 года ему помогал младший брат Карл, который сейчас работает в Цюрихе. Используя обширные деловые связи, г-н Кессельринг вводил новые, ценные виды растений со всех уголков обширной Российской империи.Таким образом, был получен огромный ассортимент компании Dr.Ed.Regel & J.Kesselring. В одном из последних каталогов компании (1914 г.) было предложено более 100 видов хвойных, зимостойких в Петербурге; 850 древесных пород и форм; 3000 многолетних дикорастущих видов и 800 садовых форм, а также более 150 форм папоротников. Это лишь малая часть того, что было в наличии. Многие виды многолетних растений, которые поступили в Германию только в последние годы, г-н Кессельринг выращивал тысячами уже 20 и более лет назад.Помимо собственной интродукции и селекции, тестировались все зарубежные новинки, в том числе многие китайские древесные породы, введённые Вильсоном, Форрестом и другими. Благодаря этим испытаниям ниже 60-го градуса северной широты была проделана новаторская работа в этой области.Затем наступила мировая война, как раз в тот момент, когда компания собиралась переехать и должна была значительно расшириться. Все плоды более чем полувекового труда были разграблены революцией. Садоводческое хозяйство, стоившее миллионы, пришло в упадок. Этикетки сгорели. На многолетних полях паслись стада крупного рогатого скота. Г-н Кессельринг, предвидевший надвигающуюся катастрофу, покинул Россию в 1918 году ради своих родных.Он отказался от работы инспектора ботанического сада в Ленинграде, потому что тогда бы ему пришлось стать советским гражданином. Вскоре он нашел работу у Анри Корревона в Женеве, кому он составил каталог многолетников. Затем он занимал должность главного садовника в садоводческой компании Германа Вартманна в Санкт-Галлене. В июле 1922 года его пригласили в Мюнхенский ботанический сад, где он возглавил альпийский сад в Шахене (недалеко от Гармиш-Партенкирхена) на высоте 1800 метров над уровнем моря, а также обширные альпийские культуры в Нимфенбурге.В 1926 году его пригласили в Ботанический сад Дармштадта в качестве главного садовника. В 1928 году он сменил старшего инспектора садоводства К.А. Пурпуса. Он не только сохранил богатое наследие, но и приумножил его. Так, коллекция кактусов была значительно расширена за счет новых интродукций последних нескольких лет, суккуленты пополнились бесчисленным количеством новых африканских растений. Холодное и теплое отделения, а также альпийский комплекс были расширены настолько, насколько позволяли скромные средства. Поистине приходится поражаться энтузиазму и энергии, с которыми человек, которого так сильно ударила судьба, ухаживает за ботаническим садом в Дармштадте.Я знаю, что все товарищи по профессии, которые лично знают господина Кессельринга, особенно его товарищи по Ботаническому саду, от всего сердца желают ему всего наилучшего в день его рождения. Пусть этот великий профессионал и товарищ по профессии останется с нами на долгие годы! – Зайберт.
Добавлено sveta-bir 1  октября 2023