СТУДЕНЕЦКАЯ ШКОЛА САДОВОДСТВА, ОГОРОДНИЧЕСТВА ПРИ ИМЕНИИ "СТУДЕНЕЦ" (1836 –1918)
Старинный московский топоним
"Студенец"исчез с карты Москвы.
На ней можно найти
лишь невеликий Студенецкий переулок
рядом с Мантулинской улицей.
Все мы читали статьи Ирины Николаевны Плехановой об истории отечественного цветоводства. Тогда я и узнала о существовании Студенецкой школы садоводства. А летом, как в сказке, я стала обладательницей флокса «Княжна Нина Гагарина». Он еще не цвел у меня в саду, но аромат истории, исходящий от него, я почувствовала сразу. И стала искать дополнительную информацию.
Конечно, в первую очередь захотелось узнать, кто же эта княжна? Но на этот вопрос я пока ответ не получила. Зато узнала много других, на мой взгляд, интереснейших вещей.
На берегу реки Москвы-реки, на улице 1905 года, рядом с Центром Международной Торговли и фабрикой Трехгорная Мануфактура, XIV веке располагалось село Выпряжково, принадлежащее герою Куликовской битвы серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму (внуку Ивана Калиты).Здесь в Москву-реку впадает ручей Студенец. Сейчас он в коллекторе, а раньше его вода славилась на всю Москву за свою чистоту.
На рубеже XVII-XVIII веков здесь располагался загородный двор сибирского воеводы и богатейшего князя Матвея Петровича Гагарина (очевидно, что уже тогда на этом месте был плодовый сад и какие-то пруды, наполняемые ручьем Студенцом).Позже его сын устроил здесь сад в «голландском стиле» - с искусственными каналами, островами и прудами, получившими известность как «Гагаринские пруды». По крайней мере, каналы, которые украшают Краснопресненский парк сегодня, видны уже на плане города Москвы 1767 года.
В 1804 году усадьба перешла к графу Ф.А. Толстому, а после 1812 года к его зятю - графу Арсению Андреевичу Закревскому. Кстати, граф Закревский в 1848-59 годах был московским генерал-губернатором.
Именно по приказу Закревского на островках были созданы памятники в честь героев Отечественной войны.
Когда усадьба перешла к следующему владельцу, точно не известно, но это произошло после отставки Закревского с поста министра внутренних дел в 1831 г., когда он продал ее П.Н. Демидову.
Павел Николаевич Демидов (1798–1840), наследник громадных богатств, известен в истории русского просвещения учреждением самых почетных в России премий и своей благотворительностью: вместе с братом Анатолием (который купил в Италии княжество Сан-Донато и был женат на племяннице императора Наполеона I) основал в Петербурге Демидовский дом призрения трудящихся и первую в России детскую больницу.
Таким же актом благотворительности, о котором сейчас мало кто знает, был подарок государству в начале 1834 г. усадьбы Студенец.
Жена императора Николая I Александра Федоровна причислила ее к благотворительным учреждениям Ведомства императрицы Марии Федоровны, а в следующем году она разрешила
Обществу любителей садоводства открыть там школу садоводства «с целью подготовки опытных садовников», в которой 20 постоянных вакансий были закреплены для питомцев Воспитательного дома. Вообще же в школу предполагалось принимать «бедных питомцев свободных сословий или пансионеров из разных званий».
В ней было два класса, в которые могли «поступать малолетние от 12 до 16 лет», учившиеся в школе в продолжение пяти лет.
В летнее время на даче отдыхали воспитанницы Екатерининского института благородных девиц.
От старого усадебного парка сохранились живописные пруды с островами, часть из которых была засыпана в советское время
мосты в стиле ампирШкола садоводства устроила обширные цветочные питомники.
Особенно много сделали для школы садовод Эрнест Иммер и его сын Александр.
Интересно, что в 1888 году переехал в Москву
Георгий Германович Треспе и работал заведующим Семенной станцией и плодовым питомником в фирме “Э. Иммер и сын” при Екатерининском парке. Возможно, что его след найдется в документах об истории этой школы и созданных там сортах флоксов.
Славились штамбовые розы высотой более сажени, а коллекция студенецких георгин неоднократно получала на выставках первые премии. В оранжереях росли персики и виноград, в саду было 15 сливовых и 60 разновидностей грушевых деревьев.
Из статьи
И.Н. Плехановой: |  |  |
 | Цитата: В 1837 году было создано Российское Общество Садоводов, объединившее любителей садоводства и цветоводства. Труды русских ботаников и селекционеров внесли свою лепту в мировой опыт создания сортов. В России были собственные сорта многих декоративных культур: камелий, роз, кротонов, флоксов и т.д. С конца XIX века за коллекцию флоксов неоднократно на различных выставках награждалась Студенецкая школа садоводства. Она находилась в Москве, рядом с Трёхгорной заставой. Многим любителям нравились представленные школой сорта: ‘Генерал Ахшарумов' — бархатистый тёмно-фиолетово-красный, ‘П.П. Успенский' — киноварно-розовый с пурпурным центром, ‘Катинька Беели' — ярко-кармазиновый с пурпурным центром, белоснежный ‘Третьяковский'. По отзывам, очень хорош был сорт ‘Княжна Нина Гагарина' — вначале огненно-красный, а затем карминный. Возможно, последний сорт сохранился до наших дней. |  |
 |  |  |
Сюда на курсы по огородничеству и садоводству съезжались народные учителя школ из разных губерний со всей России.
Свой прекрасный питомник, находившийся у самых ворот дачи «Студенец», предоставлял для занятий преподаватель плодоводства при школе А.Э. Ферингер. В большом пчельнике школы обучались пчеловоды.
Польза от школы садоводства «Студенец» и курсов при ней для всей России была чрезвычайная.
Почетным попечителем Школы садоводов стал потомственный почетный гражданин Москвы Конон Никонович Голофтеев. Президентом Общества любителей садоводства был генерал-лейтенант В.И.Ахшарумов.
АХШАРУМОВ Вениамин ИвановичЗаседания этого общества летом проводились на даче «Студенец», а зимой – в казенном межевом доме у Покровских ворот (в Хохловском переулке).
Студенецкая школа садоводства Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны, как она официально называлась, просуществовала до революции и подготовила много опытных садоводов, работавших по всей России.
Издавна, по крайней мере с середины XVIII в., Студенец был известен своими гуляньями, в особенности на Иванов день, когда сюда, на Три горы, съезжались со всей Москвы. Вот что сообщала газета «Московские ведомости» в июне 1757 г.: «...к находящемуся там известному князя Гагарина дому, за множеством карет в близость подъехать, а у прудов за теснотою разойтись едва возможно было. Причем, что в здешней императорской столице ни есть знатное и богатое, прекрасное и великолепное, то все можно было тут увидеть». Через год в той же газете (она была, впрочем, в продолжение многих лет единственной в Москве) сообщалось, что 24 июня «...великое собрание народу было на Трех горах, где в сей праздник обыкновенно бывает гульбище, а особливо на состоящих в близости оного места славных прудах князя Гагарина». Московский старожил Елизавета Петровна Янькова вспоминала: «Точно также было время, когда посещали дачу князя Гагарина за Трехгорною заставой, то, что теперь называется Студенец, а тогда называли Гагаринские пруды. Туда тоже съезжались на гулянье, были разные забавы: ходили по канатам, представляли разные фокусы, играла музыка, были песельники, пускали фейерверки».
В советское время барский дом на даче «Студенец» исчез, а сад садоводов и парк при даче, как писали тогдашние путеводители, «стали служить местом отдыха рабочих и их семей».
В 1932 году на месте усадьбы Студенец и Сада Студенецой школы садоводства был создан Парк Культуры и Отдыха Красная Пресня.
По фотографии 1930-х годов, обнаруженной в архивах, в 1998 году проведена реконструкция въездных ворот.
По материалам книги Татьяны Бирюковой
«В Москве-матушке при царе-батюшке»
(Очерки бытовой жизни москвичей) 2007 г
архивные материалы:ЦИАМ, ф. 1583, 14 ед. хр., 1905 –1917