Гаганов и его флоксы

Е. Грошавень. Опубликовано на интернет-портале Журнала садовода «ДЕЛЕНКА».

Гаганов и его флоксы

23 сентября исполняется 110 лет со дня рождения Павла Гавриловича Гаганова, селекционера, создавшего шедевры, которыми до сих пор восхищается весь мир. Флоксы Павла Гавриловича желанны в любой коллекции, за ними охотятся, их ищут и берегут. Гагановские сорта — это наше национальное достояние.

На одной из страниц в интернете, где люди выкладывают красивые картинки, я увидела коллаж из сортов моего дедушки — ‘Оленьки’ и ‘Успеха’. Приятно, что они распространены настолько, что уходят в инсталляции, которые делают люди совершенно далекие от флоксов.

Павел Гаврилович родился, как сейчас принято говорить, в благополучной крестьянской семье во Владимирской губернии. Очень хочется съездить в Савельево, посмотреть, как там сейчас. В 14 лет дедушка уехал в Ростов-на-Дону в реальное училище, а потом учился в Тимирязевской академии.

Участок в Тарасовке он купил в 30 году и приехал туда уже будучи женатым на моей будущей бабушке, чье имя живет в знаменитом сорте ‘Аня Гаганова’.

Он был настоящий русский мужик

У деда было еще одно увлечение, помимо флоксов, о котором мало кто знает — виноделие.

На участке росли огромные кусты смородины, крыжовника — миллион вкусных сортов, сейчас таких уже нет. Был здоровый железный пресс с винтом и с марлевым мешком. В чулане стояли огромные бутыли, в которых бродило вино.

Дедушка своими руками сделал погреб. С полками, где хранились собранные яблоки, стояли трехлитровые банки с красивыми помидорами. Заготовками он занимался сам.

На дачу мы даже зимой приезжали, хотя, несмотря на печку, дом был не очень приспособлен. Но я до сих пор помню то безумное звездное небо, которое я видела во время наших лыжных прогулок с дедом.

Может, у букинистов осталось?

Страсть у него была одна — флоксы. А других цветов он не признавал.

Для бабушки выделил несколько кусочков земли в саду, где она выращивала гладиолусы, тюльпаны, нарциссы. Был еще небольшой закуточек для роз возле крыльца.

Дедушка был знаком с Леонидом Колесниковым, поэтому у нас была огромная коллекция сирени. Мне казалось, что там было чуть ли не сотня кустов! Детские воспоминания? А может, и правда сто…

Еще у дедушки росла розовая робиния. Чуть подмерзала, но цвела. Два куста Prunus triloba (миндаль трехлопастный), которые ничего не знали о монилиозе. Был шикарный куст амурской сирени, которую я потом много лет искала и таки нашла…

По всей России флоксы, флоксы…

Человек мощной энергии, Павел Гаврилович спал, как Наполеон, по пять часов. Он работал в Москве, в те годы не было электричек, были только поезда, так вот дедушка ухитрялся ездить в Москву на работу, а в остальное время занимался флоксами.

Он писал, что не просто хочет выводить новые сорта, у него была задача максимум, которую он осуществлял всю жизнь, он хотел украсить всю Россию флоксами, чтобы в каждом деревенском доме было радостно и ярко.

Павел Гаврилович продвигал культуру флоксов за Урал, в Сибирь, на Алтай, и это увенчалось успехом. Вот только в Средней Азии флокс с жарой не справился.

По осени — в августе, в сентябре — начиналась рассылка флоксов. Я помню тяжеленные ящики из фанеры и оргалита, надписи на них чернильным карандашом…

Флоксы у дедушки на участке росли полем, и мне всегда нравилось, что они растут вперемешку по окраске, а подобраны по высоте и отчасти по форме соцветия.

Вспоминаю старую экспозицию флоксов в ГБС, где сорта были подобраны, наоборот, по цветам. С методической точки зрения это правильно, потому что можно видеть тонкие различия у близких сортов, но смотреть на это было откровенно скучновато.

Его сорта-шедевры

Дедушкина заслуга — группа дымчатых сортов (‘Уральские Сказы’, ‘Дымчатый Коралл’, ‘Сумрак’, ‘Дракон’) до него этого направления не было.

‘Оленьку’ и ‘Успех’ я считаю шедеврами в том числе и потому, что они обладают совершенно сногсшибательным здоровьем.

Приходилось видеть их в городском озеленении просто брошенными на произвол судьбы, а они росли и цвели.

‘Славянка’, которая при размере цветка в 5 см не разваливается от дождя и ветра. Не выгорающие ‘Тайна’ и ‘Черномор’ — сорта с густым пурпурным цветом.

‘Вечерняя Песня’, как все лиловые, он обладает особенным запахом. Не «флоксовым», а каким-то своим собственным, сладковатым.

В Германии, в Дрезденской государственной библиотеке нашли дедушкину переписку с Форстером и собираются публиковать. Мне очень приятно, что его до сих пор не просто помнят, а относятся с большим уважением и ставят на одну ступень с Форстером.

Загадка ‘Анкатор Джус’

Сорт ‘Анкатор Джус’. Мало кто знает, как выглядит этот сорт. Это очень редкая фотография.

Где-то году в 70 дедушка попросил у меня помочь ему с придумыванием названий для сортов.

Я тогда была в том счастливом возрасте, когда сказки в жизни значат если не все, то много. Название сорта ‘Иван-Заря’ я взяла из грузинских сказок, а ‘Анкатор Джус’ уже не помню, откуда, но это точно какой-то сказочный персонаж.

Сорт ‘Аня Гаганова’ назван в честь бабушки. ‘Оленька’ — в честь моей тетушки.

В честь моей мамы был сорт ‘Людмила’ но он оказался не устойчивым. ‘Людмила’ была темно-красная, бархатная, на ее основе дедушка сделал сорт ‘Любимец Гаганова’.

Национальное достояние в никуда…

Когда дедушки не стало, бабушка, чтобы сохранить коллекцию (жаль, не было тогда Нади Мартикайнен) передала все, вместе с новыми сеянцами, в ГБС и на ВДНХ. Оттуда все дедушкины сорта отправили в городское озеленение без указания сортов. Просто в никуда…

Это уже потом на коллекцию в ГБС пришла Лиля Полякова, попыталась навести по журналам порядок. Что-то оставалось в ботанических учреждениях за Уралом, но удалось сохранить далеко не все.

То, что каким-то образом утекло к любителям, вызвало всем известную путаницу, от которой нас до сих пор трясет. Определить что-то не только по описаниям, но даже по фотографиям невозможно. Судите сами:

Это один и тот же сорт ‘Аня Гаганова’. Снимки сделаны одним и тем же фотоаппаратом просто в разное время.

Смотрим дальше:

Это тоже один сорт — ‘Вариации’. Я бы и сама в это не поверила, если бы это не были мои фотографии.

И еще один пример:

Один и тот же куст ‘Славянки’. Убедительно?

Сегодня сохранять сорта — это наша задача

Пытаться закреплять что-то в научных учреждениях, как показала практика, — ненадежно. Надо шире распространять сорта среди серьезных садоводов.

Огромное спасибо Светлане Ворониной и Маргарите Барбухатти, они ведут большую работу в Обществе любителей флоксов, организуют выставки. Я в серьезных садоводов и в частные питомники верю гораздо больше, чем в ботанические учреждения. Может, субъективно, но опыт показывает, что это правильно.

Елена Грошавень, специально для журнала «Делёнка».
Фото предоставлены автором, а также Обществом Любителей Флоксов.

Фото селекционной тетради Натальи Заручейской.
Тетрадь для съемок предоставила Елена Грошавень.

Добавлено Париса 19 сентября 2017