КОРАЛЛ и КРАСНЫЙ ФЁРСТЕРА — попытка определить

Поиски ‘Коралла’ — давняя история. Как и загадка ‘Красного Ферстера’. Но в этом году эти две темы неожиданно соединились между собой.

‘КОРАЛЛ’.

Мои поиски этого сорта продолжаются уже несколько лет. И в саду перебывало много флоксов, приобретенных с этим именем, но все они оказывались иными сортами.

Последний ‘Коралл’ я получила от старого коллекционера год назад. Она, в свою очередь, получила его 18 лет назад от Юрия Андреевича Репрева. А Репрев – от П.Г. Гаганова. Можете представить, с каким нетерпением я ждала его цветения!

В этом году я показала фото ‘Коралл’ Гаганова в теме цветения. И сразу получила 2 одинаковых вопроса от немецких коллекционеров. Вопрос звучал так: «Не считаете ли Вы, что ‘Красный Ферстера’ и ‘Коралл’ Гаганова – идентичны?»
Первой моей реакцией был ответ: «не думаю, конечно нет». Но я обещала обязательно спросить об этом в Клубе Цветоводов. Это было буквально накануне выставки 2 августа в музее им. Тимирязева. И вдруг среди экспонатов я увидела свой ‘Коралл’. Сорт настолько отличим, что увиденный, узнается сразу. И цветки, и темный прочный стебель, и характерные по форме и окраске листья. Я даже сразу не обратила внимание на табличку с названием. Экспонировался сорт ‘Красный Ферстера’…

Конечно, прямо на выставке я стала спрашивать об отличиях этих сортов. Мне ответили, что ‘Коралл’ должен быть с легкой дымкой.
Но почему тогда сам Гаганов об этом не пишет?

Из Селекционной Книги:

3/53 Коралл 1952г м – 228 (Подарок) о -Фойершпигель, высота 60-70 см, венчик 3,5-3,7 см, соцветие 28 х 23, начало цветения – 28 июля. Оранжево-огненно-красные, ровного тона, звездчатые, немного на солнце выгорают.

В начале нашего общения с немецкими друзьями 3 года назад я посылала им фото и вопросы о загадочном красном флоксе Ферстера. Но никто из знатоков селекции Ферстера не опознал этот флокс.

Добавлено Григорьевна 3 сентября 2016


Из Выступления  Ю.А. Репрева 29 февраля 2010 года в РОЛФ (ссылка не сохранилась после ликвидации РОЛФ):

— Юрий Андреевич, известно ли Вам, откуда взялись названия «Оранж Шпет», «Красный Форстера», «Поздний Форстера» и что это на самом деле за сорта?

— Гаганов получил от Форстера коллекцию флоксов. Этот список есть в селекционной книге П.Г. Гаганова. И, когда Гаганов выкопал мне несколько флоксов в своем саду, я мог ввести кого-то в заблуждение. Дал название «Красный Форстера», «Поздний Форстера» и проч. Это не его названия. Сам Гаганов тоже не помнил названия флоксов, а я у него выпросил красивейший цветок, с довольно открытым лепестком, красный. Я думаю, если сейчас будут описания и сверить с коллекцией К. Форстера, можно восстановить.

И я опять вернулась к тому выступлению Ю.А. Репрева и, воспользовавшись этой рекомендацией Юрия Андреевича, и составила список сортов, присланный Гаганову Ферстером.

По данным Селекционной книги, Гаганов получил от Ферстера несколько красно-оранжевых флоксов. Многие из них сохранились до сих пор.
Есть их описания в Книге, и есть своеобразный отчет о полученных сортах в одном из писем Гаганова к Ферстеру.

В сентябре 1962 года Карл Ферстер направил в ботанический сад МГУ посылку с флоксами для Гаганова.

Теперь о Ваших сортах, которые Вы послали в Ботанический сад московского университета. От этого сада в октябре 1962 года я получил следующие сорта (по одному корневищу):
Aida, Amaranthriese, Brandenburg, Euphorion, Feuerspiegel, Flammenkuppel, A. von Mautner, Furioso, Frührosa, Kirchenfürst, Kirmesländler, Landhochzeit, Le Mahdi, Nachbars Neid,
Nachglut, Orange, Prospero, Ronsdorf, Rosendom, Rosenjuwel, Sommerfreude
Scharlachturm, Schneeberg, Schneerausch, Schneeferner, Silberlachs, Sommerfreude, Spätrot, Sternpyramide, Zinnoberwolke, Violetta Gloriosa.
Остальные сорта у них за 1 год жизни выпали и ко мне поэтому не попали.

Из письма П.Г. Гаганова

Этот список в письме Павла Гавриловича Карлу Ферстеру несколько короче, чем указанный в Селекционной книге.

Теперь совершенно понятно содержание листка из Селекционной Книги. Это список сортов, переданных Гаганову из бот. Сада МГУ


Написана ли эта страничка рукой Елены Ипполитовны Шиповской или другим сотрудником бот. Сада, пока не известно. Среди этих сортов несколько красных, т.е. потенциально возможных претендентов на роль «Красный Ферстера».
Давайте посмотрим их поочередно.

‘Arguna’
Но, во первых, это сорт не Ферстера, а Шолхаммера 1928 года. И, как выяснилось по записям, получен он был от Ферстера, из ботанического сада МГУ.
Идеально оранжево-огненно-красные
(кораллово-красные) с более темным глазком 3,5см, 50 см

Описания немецкие:

Brandrot| Kirschrot,mit blutrot 50см, ранние(средние(Вишневый красный, красной крови).

Gartenwelt — Том 38 — Страница 362 (1934) — ‎

… Hadupert und Arguna sind feurig-blutrot, erstere ist etwas feuriger im Rot, der Wuchs ist gleich.

 

1951 — ‎… Лишь два сорта — Кирмеслендер и Аргуна — могут быть отнесены к группе сортов с поздним цветением.

Бюллетень Главного ботанического сада — Выпуски 10-13

Но в ИИ 1960г описана ‘Аргуна’, полученная в 1946г из Германии:

‘Аргуна’ (‘Arguna’). Вн. беловатый с сине-фиолетовым позднее более бледным налетом, диам. до 3,2 см; соцв. рыхлое, пирамидальное, разм. до 20 X 12 см. Ст. прямостоячие, выс. 70—80 см. Цветет с 15—20.VIII в течение 25—30 дней. Средне устойчив против грибных болезней. Срезка. (Германия; раст.; 1946.)

Этот флокс не фигурирует в письме, как полученный от Ферстера, а описания сортов, в соответствии с записями в селекц. Журнале «описание произведено по данным К. Форстера из книги P.G. Gaganow «Staudenphlox» 1961. DDR., Veb Deutscher landwirtschofts- verlag . Berlin. Была ли у нас красная Аргуна – не понятно.

Вот такая, чем-то очень напоминающая ‘Любашу’, ‘Аргуна’ была совсем недавно (2009год) в ВИРе. Возможно, есть и сейчас.

 

 ‘Brandenburg’
-1937г
brand-rot, orange-feurig; 70-100cm; 3,0cm; mittel-spät
(пожарно- ( огненно) — красный, оранжево-огненный; 70-100 см; 3,0 см; среднепоздний)
В Журнале Гаганова:
(кораллово-красный) оранжево-огненные
Поиск информации по этому сорту и его изображений продолжается.

 

‘Feuerspiegel’

Этот сорт сохранен во многих коллекциях и весьма распространен.

Из селекционной книги:

‘Feuerspiegel’ Яркие оранжево-красные, не выгорают, концы лепестков заостренные, один из лучших лососево-красных сортов

Описание в каталогах Ферстера:

Feuerspiegel -vor 1946- scharlach-rot; 80-90cm; 3,0-3,5cm; mittel; M: Dr. Königshofer

Чудесные фото на сайте Х. Ригера.

 

‘Flammenkuppel’

Описание в кат. Ферстера:

-1961- orange-rot; 100-120cm; >3,5cm; mittel; M: Brandriese

Описание в Селекционной книге:

Flammenkuppel — до 120 см , венчик 3,5 см, цветение с 20.07, огромное соцветие, (лососево-красный) оранжево-красные

Флокс сохранился до наших дней. Изображения на сайте Хартмута Ригера.

‘Frau A. von Mautner’ = ‘Spitfire’
Еще один сохранившийся до наших дней и весьма распространенный сорт. Об истории его переименования есть информация в книге Биргитты:
Изначально назывался ‘Frau Alfred von Mauthner’: 3.8; 80; С. B. Ruys; Питомник Moerheim, Голландия, 1927 г. Красно-оранжевый. Растение названо в честь венгерской женщины, бывшей крупным садоводом-любителем. Она была еврейкой и пропала без вести во время Второй Мировой войны. После войны флокс был в Англии переименован, как и многие флоксы с немецкими названиями. Они предложили, чтобы флокс назывался ‘Spitfire’. B.Ruys дал на это письменное разрешение Королевскому обществу многолетников (RHS).

Из обсуждения переименования этого сорта в одной из тем форума в сентябре 2012г:

erratic тогда написала:

Нашла эту тему через поисковик. Перевожу мемуарный роман про потомков Манфреда Вайсса. Пока не весь прочитала, поэтому по теме дочери Вайсса Эльзы могу сказать лишь, что во время Второй мировой войны в Венгрии (единственной европ. стране, которую захватили фашисты или которая союзничала с фашистами, как Венгрия) не было расправ над евреями до марта 1945 года. Потомки Вайсса жили очень богато, владели ключевыми предприятиями и банками. Гиммлер предложил им сделку: отдаете все свое имущество — и я отпускаю вас в нейтральную страну, иначе Освенцим. Об этом еще написано здесь http://stronglady.ru/stati/istorija/-be … age-3.html  (ссылка не работает) (Корнфельд и Хорин — мужья других дочерей Вайсса; «мой» роман написан внучкой Корнфельда, проживающей в Америке). Могу только предположить, что название цветка изменили в связи с приходом нацистов к власти (т.е. после 1930 года) и всплесками антисемитизма. Допереведу роман до подробностей этой сделки с Гиммлером — добавлю еще инфо о семье.

Предположение по поводу «медсестры». Вайсс владел крупнейшим заводом, поставлявшим боеприпасы Германии и Австро-Венгрии во время Первой мировой войны, но и помогал жертвам войны. Его дочери участвовали в благотворительности: посещали госпитали с ранеными, организовывали приюты, в поместье (?) Корнфельдов каждое лето гостило по 50 девушек из бедных семей.

Альфред Маутнер, который был венским архитектором и уехал в Лондон в 38-м, а женился на Эльзе Гольд в 39-м, — это не зять Альфреда Вайсса, который увлекался садоводством и у которого жена была Эльза Вайсс. Ко времени войны у них уже было шестеро детей. Весной 1945 года им пришлось скрываться на загородных виллах. Так что версия наименования цветка в честь влиятельной венгерской семьи (да еще и увлекающейся садоводством) и переименование из-за политических причин — кажется мне очень правдоподобной.

Cнова я)). Почитала интервью с дочерью Эльзы Маутнер. На всякий случай краткий пересказ интересных моментов. Семеноводческое хозяйство организовал еще отец Альфреда, были филиалы в Вене и Бухаресте — семена Маутнера знали в Европе. Для А. Маутнера было делом чести поставлять хорошие семена. Умер он в 1930-х годах. Эльза осталась с семью детьми, всегда носила черное, уже в Нью-Йорке напротив ее кровати висел портрет покойного мужа, она говорила дочери, что любила его с 17 лет (отец Манфред Вайсс был против, потому что семья Маутнеров отреклась от еврейских обычаев — так было спокойней жить, однако мать Эльзы всегда говорила, что Альфред будет хорошим мужем ее дочери). Погромы и вторжение немцев в Венгрию начались 19 марта 1944 года (а не 1945, как я писала выше). В Интервью Габриэлла подробно рассказывает, как членам семьи пришлось прятаться у знакомых, глав семьи Корнфельда и Хорина выследили и отправили в концлагерь (потом после подписания сделки 45 членов семьи смогли выехать за рубеж при условии неразглашения, 5 членов семьи остались в заложниках — это из другого источника).

Maja   тогда писала в ответ:

Bonne Ruys писал (о Эльза) RHS в декабре 1945 года: «… A Hungarian lady who was a great amateur of flowers. …«

Из Селекционной книги:

? Лососево-померанцевые, (оранжево-шарлаховые) с красным глазком

Фото на сайте Х. Ригера

 

‘Nachglut’

Описание в каталогах Ферстера:

-1950- orange-scharlach; 70-90cm; (оранжево-алый) 3,0-3,5cm; spat

в Селекционной книге:

-(оранжево-шарлаховые) темно- огненно-красные

Из письма Гаганова Ферстеру:

‘Nachglut’– «густо розовый с коралловым оттенком, цветет очень обильно, окраска чистая, не изменяется»

Изображений этого сорта пока не найдено.

 

‘Orange’

1950 А. Шоллхаммер
Из Селекционной книги:

60-70 3,0-3.5 25./VII 1-5/VIII 10/X Светло-оранжево-красные

Из старого каталога (название утеряно)

Orange 1950 60-70 3,5-4,0 spät Zinnoberrot, purpurnes
Von unvergleichlich reiner hell-orangeroter Farbenglut! Robuster Wuchs, feste geschlossene, dichte Dolden, gesund in der Pflanze und im Laube. Farbe ist beständig – ein langer Blüher! Kurz: eine markante und gedrungene Persönlichkeit. Dauerblüher
Несравненно чистый ярко-оранжево-красного цвета, как угольки! Мощный рост, плотный сомкнутый куст, плотные соцветия , здоровые листья. Цвет стойкий — длительное цветение! Короче говоря, поразительный и компактной экземпляр.

P.G. Gaganow «Staudenphlox.»:

Цветы светло-оранжево-красные,3,0-3,5 см. Кусты высотой 60-70см, сильные. Цветение обильное и продoлжительное.

За время поиска информации удалось найти своеобразный эталон цвета.

Zinnober — это киноварь, природный краситель.

Киноварь, Историческая коллекция красителей Дрезденского технического университета, Германия

Описание сорта — Zinnoberrot, значит еще более красный, чем этот эталон. (Как же тогда должен выглядеть ‘Оранж Шпет’??? Ведь у П.Г. Гаганова было одновременно оба эти флокса!

Фото на сайте Х. Ригера

 

‘Ronsdorf’ = ‘Albert Leo Schlageter’

Автор этого сорта — Г .Арендс (G.Arends, 1925)
Описание в Селекционной книге:
80 4,0 5-10/VII Яркие красные
А это — описание ГБС, куда флокс поступил в 1960 году:
‘Ronsdorf’. ‘Ронсдорф’. Сцв. рыхловатое, овальное, 16 x 14 см; цв. диам. 3,5 см, густо-красный. Куст слегка раскидистый. Выс. раст. 90-110 см. Цветет с 23.VI — 26.VII в течение 30-46 дней. Плодоносит очень скудно. Среднеустойчив к грибным болезням. (ГДР, раст., 1960).
Ирина Николаевна Плеханова нашла вот такое описание:
3.5; 80; С-СП. Раскаленный шарлахово-красный. Венчик блюдцевидный, лепестки разъединены. Рыхлое, пирамидальное соцветие 20х12 см. Слегка раскидистый , медленно разрастающийся куст. Зимостойкость средняя. К. Форстер называл этот сорт «король огненных». Не выгорает.
И то, что Карл Ферстер включил этот сорт в свою посылку, свидетельствует о выдающихся качествах этого цветка.
Меня не покидает ощущение, что я видела этот цветок, и даже имела его в своем саду. Правда, всего один сезон. Флокс мне прислала Галя из Екатеринбурга, но зимой он погиб. У него удивительный цвет.
Не в качестве эталона, (флокс пришел с другим именем, как возможное ‘Пламя’ Гаганова), но как, действительно, «раскаленный шарлахово-красный»:

На сайте Х. Ригера есть фото ‘Albert Leo Schlageter’.

Это первоначальное название флокса, по имени немецкого лейтенанта в отставке, партизана периода после Первой мировой войны, одного из главных мучеников в нацистском мартирологе, казненного в 1923 году. Не удивительно, что флокс пришлось переименовать.

 

‘Scharlachturm’

-1957- scharlach-rot, bläuliches Auge; ca. 70cm; mittel (ало-красный, голубоватый глазок)

Из письма Гаганова Ферстеру:

Цветы оранжевато-красные, яркие, лепестки немного с заостренными кончиками. Растение высокое, цветет поздно. Окраска удивительная. Это, пожалуй, самый лучший из Ваших красных сортов.
Я его люблю не меньше, чем Prospero — отличный сорт. Он хорош и в посадках, и в срезке для букетов, несмотря на свои не очень крупные цветы. Совершенно не выгорает на солнце и не образует пятен от холодных рос, что часто имеет место у красноцветных флоксов.

 

слайд из архивов К. Ферстера

 

‘Spätrot’ ( синоним — ‘Latest Red’, ‘Поздний Красный’)

Spätrot -1930- warm-rot; orange-scharlach; ca. 100cm; 3,5-4,0 cm; spät; M: Loki (горячий красный; оранжево-алый)

Из селекционной книги:

К. Форстер М: «Локи» 80-90 3,5-4,0 20,VII Оранжево-шарлахово-красные

Именно у этого флокса существует второе название, которое дали ему в Германии.

Фото на сайте Х. Ригера

Я долго искала фото или сам флокс, тот, который Юрий Андреевич назвал условно «Поздний Ферстера». Найти не смогла. Но по рассказам, он мало чем отличался от «Красного Ферстера», и оба продавались в одном из питомников. Если у кого-то есть иная информация по флоксу, названному так Юрием Андреевичем, очень прошу поделиться ею.
‘Zinnoberwolke’
Описание в Селекционной книге:
К. Форстер 90 3,5-4,0; 20.VII, Оранжево-шарлаховые с лилово-синим глазком
Немецкое описание:
Zinnoberwolke’
-1956- orange, lila-blaues Auge; zinnober-rot; 80-90cm; 3,5-4,0; mittel-spät
(оранжевый, фиолетово-черный глазок; киноварно-красный)
Вот, пожалуй, и все красно-оранжевые иностранные сорта, которые росли в саду Гаганова и были в посылке Карла Ферстера. Из них нет достаточной информации всего по двум: ‘Nachglut’ и ‘Brandenburg’. Могли ли они быть ‘Красным Ферстера’?  Возможно, со временем мы узнаем о них больше.

Но тот флокс, который я получила, как ‘Коралл’, пришел ко мне именно под этим именем. И получен, со слов владелицы, именно от Ю.А. Репрева.

В Сибири и на Урале есть другая версия этого сорта.

вот несколько фото Галины 44 из этого обсуждения на форуме «Твой сад»:

 

Человеческий фактор, конечно, не может исключать ничего. И чем больше проходит лет, тем более мы зависим от него. Но этот флокс существует и в других коллекциях, именно, как ‘Коралл’. Итак, ‘Коралл’ или ‘Красный Ферстера’?
 Добавлено Григорьевна 4 сентября 2016

Что же получилось в итоге: один и тот же флокс получен из сада Ю.А. Репрёва под разными именами, один раз под именем Красный Форстера, а другой раз (18 лет назад) под именем Коралл.

Добавлено Галина 4 сентября 2016


Человеческий фактор, конечно, не может исключать ничего. И чем больше проходит лет, тем более мы зависим от него.

Флокс, что мы все раньше считали Андрейкой, рос в саду Юрия Андреевича и распространялся оттуда именно под этим именем. А потом… Вот у Маши в саду и растет теперь Ярославна Андрейковна , у меня Ярославна из Эстонии и такой же точно флокс от тебя, а он ведь ранее числился Андрейкой, а не Ярославной.
Добавлено Григорьевна 4 сентября 2016

Этот флокс мог бы и до сих пор числится Андрейкой, если бы не появилась Селекционная тетрадь Гаганова и мы бы не увидели различий в их описании, да и на слайде есть фото обоих флоксов.
Так и неКрасный Форстера не может быть Кораллом. т.к. не соответствует описанию автора. Венчик у него всегда больше 3,5-3,7 см., высота у него всегда выше 1 метра, да и оранжево-огненно-красным его не назовёшь. И стебель — тёмный, толстый, мощный. На слайде Гаганова Коралл совсем другой, с обычным зелёным стеблем и совсем другим глазком. ИМХО.
На первом фото — Коралл на слайде Гаганова, На втором и третьем — неКрасный Форстера в моем саду.

Добавлено Галина 23  октября 2016


В копилку (размещено на  Дачный форум: дача, сад, огород, цветы. 10.09.2014):

Флокс, который «ходил» по коллекциям под названием «Красный Форстера» не кто иной как «Коралл» П.Г. Гаганова…
Этот вопрос обсуждался не один раз на лекциях РОЛФ. В итоге, Ю.А. Репрёв, который когда-то УСЛОВНО назвал этот флокс «Красный Форстера» подтвердил, что произошла когда-то путаница и правильное название этого флокса — «Коралл». А фото, которые я разместила видела на лекции РОЛФ Елена Грошавень и она так же подтвердила, что это — «Коралл» П.Г. Гаганова.

Добавлено Григорьевна 23  марта 2017


Ну наконец-то всё встало на свои места! Прекрасный подарок! В ЦМ есть коллекционеры со стажем в несколько десятилетий, «Коралл» Гаганова рос у них издавна и они никогда не сомневались в его названии. Жаль, они не пользуются интернетом…
Добавлено Париса 23  марта 2017

 А описание автора уже ни для кого ничего не значит? А фото на слайде?  Стоит только внимательно рассмотреть фото и заглянуть в Селекционную тетрадь автора — у Коралла и Красного Форстера нет ничего общего! Возможно, что Красный Форстера — это какой-то потерянный флокс Гаганова П.Г., но точно не Коралл. ИМХО.
Добавлено Галина 23  марта 2017

Я думаю, что  нужно признать, как факт, что есть и будет в истории старых сортов множество неразрешимых уже загадок. Причем, даже если еще есть очевидцы подлинников. Тысячу раз была права Ирина Николаевна Плеханова, когда вела речь о сортотипах, а не о оригинальных сортах. Вот и эту информацию можно подвергать сомнению. И разместила я ее в качестве копилки мнений по данному сорту.
Наверное, было бы интересно собрать в одном месте все существующие «Красные Ферстера» и сравнить их на идентичность. Но вот подходящих сортов Ферстера, находившихся в саду Гаганова, пока также не найдено.
Все ли слайды Гаганова 100% -но соответствуют его же старым описаниям? И как исключить случайное выпадение старого слайда из рамки с надписью?
Мог ли это быть иной сорт Гаганова? Наверное, мог. Мог ли сорт при черенковании дать неправильный клон, который только и сохранился?
По аналогии с другими старыми сортами это нельзя исключать. Например,‘Schneerausch’ Ферстера, который был создан и описан чисто белым, но повсеместно сохранен только его неправильный клон с голубыми бутонами и тенями. И даже специалисты по наследию Ферстера, знавшие его сорта, затрудняются однозначно признать этот факт. Поэтому в моей коллекции есть два варианта и оба я считаю этим сортом. И могу сказать теперь, что белый отличается большей хрупкостью здоровья, медленнее разрастается. И за 5 лет я еще не смогла вырастить большой куст, чтобы провести эксперимент с черенкованием. И сколько сейчас есть старых сортов, в том числе и Гаганова, существующих в нескольких вариантах, мы тоже знаем.
Если удастся когда-нибудь найти эталонный Коралл, сохранившийся без потери имени, это будет чудесно.
Но ведь и в этом случае вряд ли возможно доказать и убедить всех, кто имеет устойчивое иное мнение.. Да, наверное и не столь необходимо ломать копья по этому поводу. Просто хранить и любить. И собирать побольше данных по каждому названию, даже если они кажутся абсурдными. Ведь эти флоксы существуют и размножаются, распространяясь по садам. И пусть их жизнь будет долгой. И с легкой дымкой тайны. Нужно признать, как факт, что есть и будет в истории старых сортов множество неразрешимых уже загадок. Причем, даже если еще есть очевидцы подлинников. Тысячу раз была права Ирина Николаевна Плеханова, когда вела речь о сортотипах, а не о оригинальных сортах. Вот и эту информацию можно подвергать сомнению. И разместила я ее в качестве копилки мнений по данному сорту.
Наверное, было бы интересно собрать в одном месте все существующие «Красные Ферстера» и сравнить их на идентичность. Но вот подходящих сортов Ферстера, находившихся в саду Гаганова, пока также не найдено.
Все ли слайды Гаганова 100% -но соответствуют его же старым описаниям? И как исключить случайное выпадение старого слайда из рамки с надписью?
Мог ли это быть иной сорт Гаганова? Наверное, мог. Мог ли сорт при черенковании дать неправильный клон, который только и сохранился? По аналогии с другими старыми сортами это нельзя исключать. Например,‘Schneerausch’ Ферстера, который был создан и описан чисто белым, но повсеместно сохранен только его неправильный клон с голубыми бутонами и тенями. И даже специалисты по наследию Ферстера, знавшие его сорта, затрудняются однозначно признать этот факт. Поэтому в моей коллекции есть два варианта и оба я считаю этим сортом. И могу сказать теперь, что белый отличается большей хрупкостью здоровья, медленнее разрастается. И за 5 лет я еще не смогла вырастить большой куст, чтобы провести эксперимент с черенкованием. И сколько сейчас есть старых сортов, в том числе и Гаганова, существующих в нескольких вариантах, мы тоже знаем.
Если удастся когда-нибудь найти эталонный Коралл, сохранившийся без потери имени, это будет чудесно.
Но ведь и в этом случае вряд ли возможно доказать и убедить всех, кто имеет устойчивое иное мнение.. Да, наверное и не столь необходимо ломать копья по этому поводу. Просто хранить и любить. И собирать побольше данных по каждому названию, даже если они кажутся абсурдными. Ведь эти флоксы существуют и размножаются, распространяясь по садам. И пусть их жизнь будет долгой. И с легкой дымкой тайны.

Добавлено Григорьевна 23  марта 2017


В этом году на выставке экспонировался флокс. ‘Коралл’. Без автора. Я сразу узнала в нем тот флокс, что присылала мне Галя. Но он погиб у меня через год, к сожалению. Но флокс- очень узнаваемый. Фото на выставке сделать хорошо не получилось.

Но я специально вставила рядом с первым фото старый слайд Гаганова.

Конечно, мне сразу захотелось узнать все, что можно, про этот флокс. И я нашла экспонента. Это Елена Ивановна Минервина. К нашему разговору присоединилась и Галина Викторовна Круглова. Вот что мне удалось у них узнать.
Флокс примерно 15 лет назад приобрела в Бирюлево Г.В. Круглова. Правда, под именем «Скарборо». Флокс быстро завоевал популярность в клубе, появился в том числе и у Е.И. Минервиной и стал участвовать в выставках.
В те годы кто-то из старых членов клуба узнал в нем ‘Коралл’ Гаганова. И под этим именем он экспонировался в течение нескольких лет. Но потом, в связи с изменением окраски во время цветения (флокс «седел», иногда сильно), он лишился своего имени, как флокс Гаганова. Но некоторые члены клуба его сохранили, как очень красивый, имеющий отличимые признаки. И Елена Ивановна поэтому и выставила его без имени автора.
На слайде, ИМХО, есть отчетливые признаки «седины». Недавно Галина Викторовна любезно предоставила мне более удачное фото этого сорта на выставке, сделанное профессиональной камерой. Далее — несколько фото, которые присылала мне Галя, и первое и последнее цветение этого черенка в моем саду несколько лет назад.

Я сразу не написала, потому, что искала (с помощью Maja) таинственный Cкарборо (‘Scarborough’???). Такого флокса мы не нашли нигде. Maja предположила, что это может быть ‘Marlborough’ (Simpson — «orchid purple»)
Версия показалась мне очень правдоподобной. Огрехи транслитерации и последующее использование иностранных названий на кириллице, к тому же переписываемые вручную, могут творить «чудеса». Если представить нашу письменную букву «М», как раньше писали, с большим завитком, то кто-то вполне мог посчитать эту закорючку буквой «С».

‘Marlborough’ — ‘Мальборо’. Сцв. рыхловатое, пышное, овальное, 18 X 15 см; цв. диам. 4,0 см, бледно-розовый. Куст рыхловатый. Выс. раст. 100—120 см. Цветет с 18.VII—19. VIII в течение 30—40 дней. Плодоносит. Малоустойчив к грибным болезням. (Англия, раст., 1959).  (ИИ ГБС 1960)

Cтоит обратить внимание, что в ГБС был не orchid purple, т.е светло-пурпуровый, а бледно розовый флокс, т.е изначально в 1959 году к нам пришел бледно- розовый пересорт.
К тому же в списках флоксов, имеющихся в Бирюлево в 2002 году, были и ‘Коралл'(№28) и Скарборо (№77). Но описаний того Скарборо у них не сохранилось.

Добавлено Григорьевна 4  сентября 2017


Лена, мы ведь не знаем всех флоксов английского селекционера Симпсона (Simpson). Если он присваивал флоксам названия известных замков, то, вполне возможно, был и флокс Скарборо (Scarborough) — замок и город в Англии, известный своей ярмаркой.

Добавлено sveta-bir 4  сентября 2017


Про город я знаю. Конечно, твое предположение нельзя до конца сбрасывать со счетов, однако…
1. У Фреда Симпсона (Fred M.Simpson,1879-1964) на самом деле было не так много сортов флоксов. И занимался он ими уже в последние годы своей жизни. Его конек — корейские хризантемы. Но его флоксы пользовались успехом, были весьма популярны, упоминания о них можно встретить в садоводческой литературе разных стран. Были широко известны 2 серии его флоксов: королевские резиденции (regal strain) — ‘Glamis'(1953), ‘Windsor'(1953), ‘Balmoral'(1953), ‘Sandringham'(1953), ‘Harewood'(1954) , ‘Holyrood’, ‘Hampton Court’(1954). И более поздняя серия «The Otley Phlox» (1956-1959гг). Среди них — ‘Otley Ideal’, ‘Lady Mowbray’, ‘Otley Mauve’, ‘Otley Purple’, ‘Barnwell’, ‘Braemar’, ‘Iver’, ‘Marlborough’ .
По оценке самого селекционера «Otley» флоксы являются большим шагом вперед. Они более карликовые, более разветвленные, чем старые сорта, и имеют большие соцветия в тонкой цветовой гамме.» В описаниях этих сортов можно встретить такую характеристику: «ветвятся практически от земли». (Коралл с выставки таким качеством не обладает.)
2. Допуская возможность существования в природе реального флокса Скарборо, нужно попытаться ответить на несколько вопросов. Откуда в Бирюлево поступали флоксы? Я видела несколько архивных документов о передаче их из ГБС. Возможно, были и другие источники. Но, как там, (и только там), мог оказаться совершенно неизвестный, нигде не описанный, и никем не отмеченный, не получивший никаких положительных отзывов в периодике или на выставках импортный флокс? И как могло случиться, что более такой флокс в наших ботанических коллекциях  нигде не упоминается? (Памятуя про загадочную ‘Мадам Доктор Шарко’, имени которой так и не нашлось в европейских каталогах, но зато этот флокс был упомянут почти во всех наших коллекциях). И почему тогда думать именно про Симпсона? Только из его любви к названиям городов?

Добавлено Григорьевна 4  сентября 2017


На мой взгляд, версия про Симпсона ближе, чем «подгонка» Скарборо под Мальборо. Откуда Скарборо мог появиться в России? — Наверное, оттуда, откуда и Мальборо в 1959 году.

Добавлено sveta-bir 4  сентября 2017


Мальборо появился в ГБС ( по общим спискам поступления растений в 1960 году. Вероятно, в ИИ допущена ошибка и он в 1959 году был только заказан.

Архивы ГБС- список поступления сортов в коллекцию:

№ 119371 23.08.1960 Malberougn )) Англия. Фирма R.N. Gunson (Seeds)Ltd

Тогда и именно через эту фирму в ГБС поступила партия английских сортов.

Этот период полностью совпадает с появлением торгового каталога Симпсона, где и представлена последняя серия его сортов , в том числе Мальборо. Из других его сортов ГБС приехали одновременно еще три: Windsor, Clamis ( сохр. орфография журнала) и Balmoral. Остальные, (их достаточно много), были сортами Б.С. Жена.

Скарборо нигде не было. Так что, при не полной картине, каждый вправе иметь свою приоритетную версию. Ты веришь в то, что был такой флокс, я вижу источники, которые это не подтверждают. В Бирюлево такого сорта сейчас нет и в помине. Как и большинства других, указанных в том списке. Так что, если бы не история, выслушанная на выставке, мы бы про него и не слышали.

Добавлено Григорьевна 5  сентября 2017


Лена, почему Скарборо мог поступить только в ГБС? Он мог попасть прямиком в Бирюлёво, минуя ГБС.
Могу пофантазировать. Хрущёвская оттепель — кто-то съездил заграницу и привёз его (может быть кто-то из Бирюлёво). Или 1957 год — фестиваль молодёжи и студентов. На нём было много англичан. Кто-то мог привезти.

Почему этот флокс обязательно должен был быть в торговом каталоге? — Флокс мог быть новинкой (с пылу, с жару) и не вошёл в каталог. Или массово ещё не был размножен для продажи.

Так это здорово, что обнаружился флокс, купленный как Скарборо. И не надо его подгонять под Мальборо или под похожий Коралл. Надо вернуть ему то имя, с которым он был куплен — Скарборо. И искать его корни.

Добавлено sveta-bir 5  сентября 2017


Я тоже сфотографировала флокс Минервиной в музее Тимирязева, а также Коралл (Гаганова) на выставке на Новинском.

Забыла добавить ещё одно отличие флокса Минервиной. В отличие от Коралла Спиридоновой, он был реально красный, а не коралловый, каким должен быть, судя по названию Гаганова.

К тому же, Коралл Гаганова был на выставке в музее Тимирязева, и О.Б. Шевлякова не сняла с него этикетку, хотя делает это всегда, если видит несоответствие.

Добавлено sveta-bir 5  сентября 2017


Надо вернуть ему то имя, с которым он был куплен — Скарборо. И искать его корни.

Этот вопрос, вероятно, нужно отложить на неопределенное время. Но еще один момент: я ведь обратила внимание на этот флокс на выставке не из-за его названия. А из-за того, что я узнала в нем тот флокс, что присылала мне Галя. В Екатеринбурге она приобрела его, как Рубин, а потом обратила внимание на его сходство со слайдом и описаниями Коралла Гаганова. И там Скарборо?

ИМХО, он и должен быть красным. Вот описание автора из Селекционного Журнала:

3/53 1952г. Коралл м — 228 ( Подарок), о — Фоершпигель 60-70 венчик 3,7-3,5 соцв.28/23 28/VII- Оранжево-огненно-красные, ровного тона, звездчатые, немного на солнце выгорают.

‘Feuerspiegel’ K. Foerster DE 1949 orange-red
Подарок также имеет в родителях 3 красных флокса.

К тому же, Коралл Гаганова был на выставке в музее Тимирязева, и О.Б. Шевлякова не сняла с него этикетку, хотя делает это всегда, если видит несоответствие.

Да, Ольга Борисовна снимает этикетки, если имеет твердую уверенность в сортовом несоответствии. Но иногда можно что-то и не заметить. Или не иметь полной уверенности.
Мы обсуждали Скарборо и в ее присутствии. И я не услышала от нее категорического «нет». Возможно, у нее , как и у меня, превалируют сомнения.
И я принимаю во внимание мнение Гали по поводу этого сорта:

Так и неКрасный Форстера не может быть Кораллом. т.к. не соответствует описанию автора. Венчик у него всегда больше 3,5-3,7 см., высота у него всегда выше 1 метра, да и оранжево-огненно-красным его не назовёшь. И стебель — тёмный, толстый, мощный. На слайде Гаганова Коралл совсем другой, с обычным зелёным стеблем и совсем другим глазком. ИМХО.

Поиски информации продолжаются.

Добавлено Григорьевна 5  сентября 2017