Волшебный мир флоксов Юрия Репрева

Н.Квятковская. Волшебный мир флоксов Юрия Репрева. Цветоводство 2009, №5.

Добавлено Париса 19 января 2013


А это — рождественский подарок Главному ботаническому саду — от Нэлли Константиновны Квятковской.

Перед вами полная версия ее статьи. Помимо многих интересных материалов, не включенных в журнальный вариант, добавлено большое количество фотографий.

Волшебный мир флоксов Юрия Репрева

Выводить растения может лишь человек,
одаренный фантазией и в точности знающий,
чего он хочет добиться».

Лютер Бёрбанк

На календаре август. А это значит, что во многих садах цветут и играют богатейшей палитрой, разнообразными по форме соцветиями, сияют атласными лепестками любимые флоксы — ликующие оранжево-красные, всевозможных оттенков лососевые и розовые, «задумчивые» лиловые, «таинственные» фиолетовые и, конечно же, белые, напоминающие своими соцветиями заснеженные пригорки. Чарующие и торжественные, порой трепетные и трогательные, благоухающие обворожительным ароматом, они создают жизнерадостное настроение и, обладая безграничными декоративными возможностями, украшают наши цветники.

Ю.А. Репрев в своем саду

В последнее время увлечение флоксами приняло «вселенские» масштабы. Редко в каком саду не увидишь этот дивный цветок. Но, к сожалению, мало кто знает о тех, кто создает эту красоту. Сегодня пришло время рассказать об одном из самых выдающихся современных селекционеров флоксов, Ю.А. Репреве, которому 18 июня исполнилось 70 лет. Он сумел увидеть в этом цветке подлинную красоту и захотел открыть ее для нас с вами.

В одном из своих интервью в 2002 году Юрий Андреевич так сказал о флоксах: «Они для меня подобны шедеврам великих мастеров искусства. И, на мой взгляд, не имеют себе равных. Приглядитесь, как они трепещут даже при легком дуновении ветра, как переливаются в лучах солнца, нередко меняя оттенки в течение утра, дня и вечера. Флоксы неизменно создают неповторимую цветовую гамму в любом саду, околдовывают своей особой магией. Они прекрасны… А каков их аромат?!… Для меня это целый «букет» ассоциаций… Красота, радость и грусть воедино!». Пожалуй, лучше не скажешь.

П.Г. Гаганов в своем саду

Более 40 лет Юрий Андреевич в свободное от основной работы время (он инженер-механик авиастроения, кандидат технических наук, научный сотрудник Опытно-конструкторского Бюро П.О. Сухого, автор трех десятков изобретений, связанных с авиацией) не просто выращивает флоксы, а создает, подобно великим живописцам, истинные произведения искусства. Им выведено более 150 сортов, и каждый из них можно назвать маленьким шедевром.

В свое время молодому Репреву посчастливилось встретиться с талантливым селекционером Павлом Гавриловичем Гагановым (1904-1972). Выведенные П.Г. Гагановым флоксы давно и прочно обосновались в наших садах и считаются классикой, а вышедший в 1955 году и переизданный в 1963-м его труд «Флоксы многолетние», и сегодня является азбукой в области селекции флоксов для профессионалов и любителей.

Встреча с Гагановым и завязавшаяся затем между ними дружба во многом определили дальнейшее увлечение Репрева.

Радость Жизни

Почти каждое лето, начиная с 1963 года, Ю.А. Репрев бывал у Павла Гавриловича на его подмосковной даче в пос. Черкизово, где Гаганов черпал вдохновение и создавал свои шедевры. И всякий раз Юрий Андреевич возвращался домой с флоксами, пополняя свою коллекцию. Он до сих пор с увлечением рассказывает об этих встречах, демонстрируя сохранившийся до наших дней, снятый им в 1960-х гг. в саду Павла Гавриловича, любительский фильм, а позже один из своих первых сеянцев так и назовет «Сад Гаганова».

Новые Радости

Помимо П.Г. Гаганова одно время Репрев был тесно связан с Алексеем Николаевичем Поповым, селекционером из подмосковного города Пушкино, членом МГООП. Его флоксы «Пламя», «Аня Попова», «Перламутровый», «Утро Москвы» и другие являются достижением отечественной селекции. В 1983 году на основе сорта «Пламя» Репревым был выведен коралловый красавец «Фаворит». Тогда же Юрий Андреевич внедрил флоксы А.Н. Попова в ГБС.

Первые самостоятельные шаги в области селекции флоксов Ю.А. Репрев сделал в 1966 году. Поначалу было немало неудач и огорчений. Но постепенно к нему приходил опыт, а с ним и успех. Методом индивидуального отбора, практически интуитивно, он из сотни сеянцев научился отыскивать те, которым суждено было стать родоначальниками новых сортов.

Моя Любовь, Моя Отрада

При их выведении Юрий Андреевич использовал хорошо развитые семена известных к тому времени сортов, подвергшихся свободному опылению и, в первую очередь, культиваров П.Г. Гаганова, Так, один из первых удачных его сеянцев «Галчонок» — был выведен на основе сорта «Вечерняя Песня»«Гусь-Хрустальный» и «Небеса» — «Спящей Красавицы», сеянец «Анна Герман» — на основе сорта «Аня Гаганова» («Анка»), «Красный-Прекрасный» — от сорта «Кумач»«Рисунок» — на основе сорта «Уральские Сказы»«Удача» — от флокса «Анкатор Джус», а «Веселый» — от «Машеньки». В 1985 году, в память о своем наставнике, Юрий Андреевич вывел на основе его сорта «Премия» яркий, оранжево-красный сеянец, который назвал «Памяти Гаганова».

Голубая Отрада

В 1980 году в Главном Ботаническом саду АН СССР Ю.А. Репреву был выделен участок земли для селекционных работ и проведения сортоиспытаний. И, как рассказал сам Юрий Андреевич, вплоть до 1989 года он ежегодно собирал семена с растущих там флоксов, высевал их, вел за ними наблюдение, сажал и пересаживал перспективные сеянцы (см. статью Ю.А. Репрева «Родом из детства». «Цветоводство» № 5, 2009 г., с. 48). Именно в ГБС большая часть флоксов Репрева получила «путевку в жизнь». Прошедшие отбор экспертной комиссией сеянцы переносились в главную экспозицию Ботсада.

Обними, Поцелуй

С этого же времени ежегодно сорта Ю.А.Репрева экспонировались на всех городских цветочных выставках, где были удостоены самых высоких оценок и наград.

Взращенные им с любовью флоксы — это настоящая цветочная симфония. В них можно увидеть и броскую декоративность, и возвышенное романтическое звучание. А названия?! Они проникнуты жизнеутверждающим началом, радостью восприятия жизни. Только вслушайтесь в их «мелодию»: «Радость Жизни»«Счастье»«Нежность»«Моя Любовь, Моя Отрада»«Обними, Поцелуй»«Новые Радости»«Голубая Отрада».

Обворожительно ярким предстает перед нами красно-оранжевый, с контрастным белым центром, флокс «Радость Жизни» (4.0; 70-80; С.) Сорт броский, нарядный, поистине создающий ощущение красоты и радости жизни.

Состояние радости передает колористической гаммой своих лепестков и флокс «Новые Радости» (4.3; 80; С.). Ликующие оранжево-красные краски приобретают здесь особую звучность. В их взаимопроникновении ощущается зной летнего полдня.

Благородной мягкостью розового с серебристо-сероватым флёром на лепестках отличается сорт «Счастье» (3.7; 70; С.).

Розовый Иней

Лирическим настроением летнего дня окрашен культивар «Нежность» (3.7; 70; С.). Цветок удивительно тонко передает едва уловимые нежно-розово-белые переливы цветовой гаммы.

В утренние часы, вечером и в пасмурную погоду впечатляет сказочной голубизной флокс «Моя Любовь, Моя Отрада» (4.5; 80; С.). Невозможно не плениться изысканными переливами холодных голубовато-фиолетовых оттенков с эффектной изменчивостью цвета сорта «Голубая Отрада» (3.8; 80-90; СП.), одного из лучших флоксов с голубой окраской.

Глубокий лиризм пронизывает акварельно-нежный розовый, с сиреневым оттенком, цветок «Обними, Поцелуй» (3.6-4.0; 70-80; С.).

Новые Следы

Необходимо отметить, что богатство и разнообразие цветовых сочетаний в палитре репревских флоксов порой приводит к затруднению в описании того или иного цвета, так как каждый из них имеет множество тончайших полутонов. Их окраска, по существу, ускользает от точных определений.

Среди них — «Сарафан» (3.7; 80; С.) – нежно-розово-сиреневатый, с тонким взаимопроникновением тонов и карминным глазком. Последний в вечернее время становится ярко-фиолетовым и, слегка расплываясь, отбрасывает фиолетовые тени на лепестки, усиливая полихромный эффект.

Большой интерес представляет сорт «Люкс» (4.8-5.0; 75; СП.) — очаровательный, с крупными цветками и плотным соцветием флокс. Уже в самом названии (фр.luxe – роскошь) отражена его красота. Сияющая на солнце светло-пурпурная окраска цветка в тени становится более насыщенной. Декоративный эффект усиливается за счет контрастного белого лучистого центра. Цветок господствует, откровенно призывая к восхищению. Поистине «люкс».

Радомир

Невозможно не сказать о белом сорте с ярким малиновым центром «Розовый Иней» = «Свадебный» (4.3; 70; С.). Его лепестки, украшенные тончайшими штрихами, словно подернуты «розовым инеем». По мере роспуска цветок розовеет, передавая ощущение крепкого русского морозца.

Оригинальностью окраски отличаются два сорта «Следы» (3.7; 100; С.) и «Новые Следы» (3.7; 80; С.). По их белым, с легким кремоватым оттенком, лепесткам рассыпан нарядный крапчатый узор в виде темно-лиловых брызг и штрихов — то длинных и плавных, то коротких, резко прочерченных. В процессе цветения рисунок варьируется, видоизменяется, создавая ощущение трепетного мерцающего движения.

Божественный

Есть у Юрия Андреевича и свои пристрастия. Самые любимые сорта собственной селекции — «Радомир» и «Божественный».

Мягкая, выдержанная в теплых розовых тонах, с легким палевым оттенком, цветовая гамма флокса «Радомир» (4.0; 100; СП.), обладает изысканным благородством. А сорт «Божественный» (4.5; 70; С.) отличается тональным богатством. Его красно-малиновый основной фон с приглушенной сероватой дымкой обогащен более темными штрихами и прожилками, которые создают не только светотеневой контраст, но и некое «мерцание» цвета.

Подмосковная дача Ю.А. Репрева

Местом рождения всех флоксов Ю.А. Репрева стала его подмосковная дача. Она расположена недалеко от музея-усадьбы Абрамцево, название которого знакомо каждому человеку, любящему русскую культуру. С ним связаны многие ее яркие страницы. Здесь, в 1870-1890 г.г., в имении московского мецената С.И. Мамонтова, образовался художественный кружок, в который вошли известные художники В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.А. Врубель, скульптор Антокольский и другие. Абрамцево стало для них местом вдохновенного труда, где были созданы одни из лучших произведений, ныне хранящиеся в музеях страны. Сюда приезжали и подолгу гостили Ф.И. Шаляпин и К.С. Станиславский, композиторы и музыканты.

Природа Абрамцева

Неудивительно, что для Юрия Андреевича это место стало неиссякаемым источником вдохновения, навеянного творчеством великих художников. Здесь им были выведены многие сорта флоксов, которые прославили не только чудеса селекции, но и живопись.

В Абрамцево Репрев впервые попал, когда ему было 12 лет. Здесь проявилось его природное дарование — он заинтересовался живописью. Первые шаги на этом поприще были отмечены преимущественным интересом к жанру пейзажа. Немалую роль в этом сыграла и природа Абрамцева.

Абрамцевское Кружево

В одном из первых своих незатейливых набросков окрестностей 12-летний подросток отразил свое отроческое восхищение красотой тех мест. В последующем, творческий характер заставил его искать новые художественные средства выражения любви к родной истории и культуре. Ими стали флоксы. Сегодня можно сказать, что многие из них являются своеобразным гимном абрамцевской природе, а два из них так и называются «Абрамцево» (3.8; 65-70; С.) и «Абрамцевское Кружево» (4.8; 90; С.).

Ю.А. Репрев. Окрестности Абрамцева, 1952

Броским красно-оранжевым пятном выделяется на клумбе флокс «Абрамцево», а по белым лепесткам сорта «Абрамцевское Кружево» затейливым розово-сиреневым «кружевом» разбегаются подвижные мазки и скользящие тени, напоминающие живописную небрежность. Яркие серебристо-сиреневые бутоны и пурпурная трубка усиливают декоративность и эффектность цветка.

Увлекшись селекцией, Ю.А. Репрев задумал из вновь выведенных флоксов создать галерею имен прославленных живописцев разных эпох. Отбирая среди сеянцев подходящие культивары, он словно черпал вдохновение в искусстве тех художников, имена которых отразил в названиях.

В серию «Художники» вошли 11 сортов. Одному из них он дал имя итальянского живописца эпохи Раннего Возрождения Сандро Боттичелли.

Сандро Боттичелли

Флокс «Сандро Боттичелли» (4.8-5.0; 70; С.), выведенный на основе сорта П.Г. Гаганова «Вечерняя Песня» имеет ровный лилово-сиреневый тон с едва уловимой нюансировкой при дневном освещении. Вечером же соотношение света и тени постепенно меняется, лепестки приобретают тот самый, боттичеллевский, холодный, изысканный, серо-голубой цвет. Сорт сразу же завоевал признание любителей флоксов и стал лидером многих выставок.

Чюрлёнис

Иначе выглядит флокс, носящий имя другого великого флорентийца – Микеланджело Буонарроти. В цветовой гамме сорта «Микеланджело» (3.8-4.0; 70-80; СР.) звучит торжество одного цвета – белого. Юрий Андреевич не случайно выбрал это имя для флокса с белой окраской. М. Буанарроти был, прежде всего, скульптором, а все его творения, в том числе и знаменитый «Давид», выполнены в белом мраморе.

Конечно, несерьезно было бы искать колористическое сходство и живописный язык того или иного художника в цветовой гамме флоксов, названных их именами. Однако, в некоторых из них все же можно уловить отголоски картин известных живописцев.

Имя русского художника, мастера пейзажной живописи А.И. Куинджи носит один из первых флоксов Ю.А. Репрева. Сорт «Куинджи» (4.0; 90; С.) отличается сдержанной, близкой к монохромной, гаммой сине-фиолетовых тонов и небольшим светотеневым контрастом в центре в виде высветления, напоминая игру света и тени на картинах Куинджи. В вечернее время валёрность цветовой гаммы звучит с новой силой, образуя утонченные вариации синевато-голубого цвета.

Врубель

Спустя несколько лет новый дымчатый сорт был назван именем известного литовского живописца Микалоюса Чюрлениса. Для его выведения Репрев использовал семена от гагановского сорта «Сумрак».

«Чюрлёнис» (3.8-4.0; 60; С.) характеризуется сиренево-розовым колоритом с серебристой дымкой, придающей цветовой гамме изысканную приглушенность. Он как бы переносит нас в мир сказки, фантастических видений, которыми полны произведения этого художника.

Ренуар

Еще один дымчатый сорт, выведенный на основе флокса селекции П.Г. Гаганова — «Анкатор Джус», получил название «Врубель» (4.0; 75; С.). Окраска цветка темно-лиловая, с обволакивающей сероватой дымкой на лепестках. С ее появлением цвет сразу становится богаче и в то же время тревожнее, загадочнее, словно отражает состояние внутреннего мира художника, имя которого носит. Отходишь от цветка, а впечатление такое, что он поведал тебе о скрытой драме, таящейся за пеленой дымки. Оттенок загадочности и драматизма характерен для многих произведений М.А. Врубеля.

«Импрессионист» — пожалуй, один из самых загадочных флоксов Ю.А.Репрева из серии «Художники». Долгое время имя его автора было практически никому неизвестно. Его названием Репрев как бы подчеркнул цветовое созвучие сеянца с полотнами импрессионистов. Цветок буквально завораживает и пленяет богатством голубых оттенков с сероватым флером и «импрессионистическими» мазками.
В эту же серию вошли сорта «Ренуар» и «Зинаида Серебрякова». Их колорит выдержан в нежных, светлых тонах, пронизанных лиризмом.

«Ренуар» (3.7; 80-90; СП.) отличается нежно-розово-палевым, почти пастельным тоном, очень напоминающим теплые телесные оттенки Ренуара, используя которые при создании женских образов, художник достиг изумительного совершенства.

И.С. Бах

Колорит сорта «Зинаида Серебрякова» (3.8; 70-80; С.) определяют изысканные оттенки нежно-розового и сиреневого, оживленные контрастным светло-малиновым колечком в центре. В этом цветке, несмотря на его непосредственность и простоту, есть «что-то солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное».

Завершают серию три сорта «Рисунок»«Живопись» и «Графика».

Созерцая сегодня флоксы Ю.А. Репрева из серии «Художники», которая объединила имена и времена, вмещающие почти пять веков, мы словно постигаем особенности творчества каждого художника, чье имя звучит в названии цветка.

Не менее интересны у Юрия Андреевича флоксы, названия которых так или иначе связаны с музыкой. Среди них в первую очередь следует отметить популярный у всех любителей этой культуры сорт «И.С. Бах» (4.3; 80; С.).

Шутка

Коричневато-малиновый, с оранжевой растушевкой и карминным колечком цветок окутан своеобразным сфумато, смягчающим границы оттенков и придающим цветку оригинальность и индивидуальную неповторимость. И если поискать цветовые аналоги музыкального звучания, то данный флокс своим колоритом напоминает импровизацию музыканта с абсолютным слухом и безграничной фантазией, например одну из прелюдий или фуг И.С. Баха.

Шопениана

Среди многочисленных произведений великого немецкого композитора Репрев особо выделял оркестровую сюиту № 2 для флейты с искрометной финальной частью под названием «Badinerie» или «Шутка». В 1972 году он подарил это название своему новому сеянцу, который цветовой палитрой вызывал у него ассоциации с любимой мелодией. Основной тон лепестков этого флокса покрыт тончайшей цветовой «вуалью», образованной насыщенно-розовыми с малиновым оттенком штрихами. Создавая особую «вибрирующую» пластику, штрихи перекликаются с грациозными пассажами «Шутки», словно вторя чарующим звукам солирующей флейты.

Травиата

Еще один сорт музыкальной серии — «Паганини» (3.5; 60; С.), полученный на основе гагановского сорта «Сумрак», напоминает «Венецианский карнавал» с многочисленной сменой масок итальянского композитора и виртуоза Николло Паганини. Его окраска в течение дня варьируется, как бы соскальзывая, обогащая колористическую гамму. Пурпурно-вишневый, бархатистый, мажорный цветок, звучащий сильным аккордом при обычном освещении, в солнечную погоду покрывается легкой дымкой, создавая завораживающее, мистическое впечатление. А вечером он как будто вбирает в себя всю пелену тумана и становится холодным, приглушенно мглистым, серо-фиолетовым. В такой сложной инструментовке с драматическими контрастами цветок приобретает богатство оркестрового звучания.

Заслуживает внимания пурпурно-фиолетовый, с сиреневой подкладкой лепестков, сорт «Шопениана» (3.8-4.0; 75-80; С.), посвященный Репревым 100-летию премьеры одноименного балета в России, поставленного на музыку польского композитора и пианиста Фридерика Шопена. Цветок фантастически красив. Богатство тона, выразительность удивительно точно воссоздают атмосферу мечтательности, переносят в царство романтических грез, то есть как бы оживляют мир мимолетных видений, возникающих в воображении героя балета.

Утро Туманное

Нельзя не сказать об еще одном замечательном «музыкальном» сорте — «Вивальди» (4.5-4.7; 70; С.) — сиренево-розоватом, с легкими тенями в виде едва уловимых штрихов с беловатыми просветами между ними, и с точечным размытым колечком темнее основного тона. И если о музыке итальянского композитора Антонио Вивальди мы говорим, что она имеет яркий колорит и живописность, то изысканная и утонченная цветовая гамма флокса «Вивальди» носит оттенок камерной музыки с мелодичным звучанием и изяществом формы.

Вечерний Радонеж

Год назад назад музыкальная серия пополнилась. Юрий Андреевич порадовал любителей флоксов еще одним дымчатым сортом «Травиата». В окраске этого цветка царят драматические контрасты, напоминая о психологическом характере одноименной оперы итальянского композитора Дж.Верди. Выразительный, эмоциональный, темно-малиновый основной тон с едва уловимыми оттенками и с высветленным ореолом в центре вокруг темного глазка, окутан легкой дымкой, придавая цветку настроение некой тревоги. А в светлой подкладке его грациозных волнистых лепестков «струится» мелодия любви. С некоторыми допущениями можно сказать, что цветок создаёт иллюзию звучания арии героини оперы.

Непосредственное отношение к музыкальной теме имеют и два его сорта «Увертюра» (3.8; 60-70; С.) и «Утро Туманное» (4.0; 70; С.). Оба флокса выдержаны практически в одной и той же колористической гамме, но с небольшими нюансами, то есть, говоря музыкальной терминологией, у каждого из этих сортов своя собственная аранжировка. Так, сиренево-голубая «мелодия» сорта «Увертюра» окрашена некой поэтической грустью, а у сорта «Утро Туманное» тот же сиренево-голубой цвет, но чуть нежнее и уже с «тающим» жемчужно-сероватым налетом, словно одетый в утренний туман.

Ю.А. Репрев. Ферапонтово. Бородаевское озеро, 1984

Недалеко от Абрамцева раскинулось древнейшее село Радонеж, некогда центр удельного княжества, где провел детские годы основатель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский.

Увлекаясь живописью и историей края, Юрий Андреевич совершал туда из Абрамцева пешие прогулки, где любил пройтись по старинным валам над крутым обрывом в излучине реки Пажи, писал там этюды. А позже, в память об этих прогулках, назовет один из своих сортов «Вечерний Радонеж» (3.5-3.8; 60-70; СР.). Его колорит выдержан в излюбленной селекционером цветовой гамме – сиренево-голубоватой, но, как всегда, нефиксированной. Если днем цветок ровного сиреневого тона, то вечером, словно окутанный мягким вечерним светом, он становится голубым, создавая впечатление наступающих сумерек.

Старина

Ради новых впечатлений Юрий Андреевич иногда отправлялся и в более дальние странствия. Путешествуя, Репрев запечатлевал красивейшие виды, писал этюды, наброски, коих немало сегодня хранится на даче в Абрамцеве.

В 1980-е годы он дважды бывал на Вологодчине, в селе Ферапонтово. Оно расположено недалеко от знаменитого монастыря, основанного в конце XIV столетия. Там, в одном из соборов, сохранились монументальные росписи Дионисия, выдающегося русского художника, иконописца второй половины XV — начала XVI вв.

Для влюбленного в живопись Ю.А. Репрева поездки в Ферапонтово, соприкосновение с красотой природы Русского Севера, позволяли ему проникнуться духом древнерусского искусства. Написанный там в 1984 г. полный суровой красоты пейзаж «Ферапонтово. Бородаевское озеро» (х.,м. 40х56), вызывает ощущение величия необъятного простора. В этой картине Репрев сумел передать глубоко им прочувствованную одухотворенность земли русской.

Н.Е. Жуковский

Вернувшись с Севера, обогащенный новыми впечатлениями, Юрий Андреевич, назвал один из своих сеянцев «Ферапонтово» (4.0; 80-90; С.). Его пурпурная, декоративно-выразительная колористическая гамма создает ощущение цветовой щедрости. Уже в 1986 году этот флокс находился в коллекции ГБС АН СССР.

Тогда же у Репрева появился еще один флокс, связанный с его поездкой на Север – «Маковка» (3.5-3.8; 80-90; СП.). Красноватый, с лососевым оттенком и маленьким пурпурным колечком, своим плотным, оригинальной формы соцветием, сеянец вызвал у автора ассоциации с куполом собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Любовь к русской истории нашла отражение и в названии его дымчатого сорта «Старина» (3.6-3.8; 70; С.). Насыщенный, густой, пурпурно-фиолетовый тон флокса с величаво-спокойными интонациями в процессе цветения обретает на лепестках постепенно усиливающуюся серебристую штриховку, словно покрываясь от времени патиной, которая придает цветку аромат старины.

Прекрасное Утро

К сожалению, рамки статьи не позволяют написать о всех сортах Юрия Андреевича. Однако, невозможно не упомянуть о тех, названия которых так или иначе связаны с его основной деятельностью — авиастроением. Это один из лучших белых сортов с нежным голубым оттенком «Небеса»; бело-сиреневый с сероватым налётом «Поднебесье»; выдержанный в той же цветовой гамме, но с оригинальной формой цветка «Н.Е. Жуковский», названный в память о всемирно известном русском ученом, профессоре, основоположнике современной гидроаэродинамики; пурпурно-фиолетовый «Павел Сухой» и др.

Именно селекции Репрева принадлежит самый крупный на сегодняшний день по диаметру венчика флокс «Прекрасное Утро» (6.0; 60; С.), вобравший в себя богатство изысканных оттенков белого, розовато-сиреневатого и жемчужно-серого, с контрастным пурпурным колечком в центре.

Принцесса Диана

Ю.А. Репрёв и в 70 лет остается таким же, как и прежде, увлеченным человеком, не прекращает заниматься своим любимым делом. В его саду сегодня ждут своих названий более 100 новых сеянцев.

Возможно, скоро в наших садах появятся выведенные им недавно культивары – дивный, притягивающий к себе необыкновенной чистотой, трепетностью и тонким ароматом флокс «Принцесса Диана» или статный красавец с огромными лососевыми шапками соцветий сорт «Золотые Купола».

Сегодня флоксы Юрия Андреевича Репрева украшают коллекции многих Ботанических садов и сады цветоводов-любителей. Они открывают нам прекрасный поэтический мир любви и красоты. И то, что сегодня флоксы снискали поистине всенародную любовь, большая заслуга нашего юбиляра.

Нэлли Константиновна Квятковская,
искусствовед, коллекционер флоксов

В статье использованы фотографии Ю.А. Репрева,
М. Барбухатти, И. Захаровой, Е. Жаворонковой,
Е. Мурашко, Т. Дроновой и автора

Добавлено Григорьевна 6 января 2011