Загадки дымчатых флоксов — в поисках Mrs. Ethel Prichard

Недавно я столкнулась с мнением наших зарубежных друзей, что дымчатые флоксы имеют исключительно русское происхождение. И среди них первым называется «Дракон». Эта группа несомненно очень интересна и заслуживает внимания, но: (Сразу оговорюсь, что все, что я скажу по поводу дымчатых флоксов, это мое мнение. И оно не подкреплено никакими научными исследованиями.)

1. Можно ли считать дымчатые флоксы «Русским феноменом»?

Первый русский дымчатый сорт — совсем не «Дракон». Он получен П.Г. Гагановым в 1943 году от группы темных сеянцев, а через много лет «улучшен». И именно этот, улучшенный в 1958г. вариант мы сейчас имеем в коллекциях.

А первым дымчатым сортом был «Дымчатый Коралл». Он получен от сеянца 1934 г. В это время Гаганов только начал заниматься селекцией и использовал иностранные сорта. Из литературных данных того времени мы знаем, какие сорта были в пользовании у членов МОИПа. А П.Г. Гаганов был членом этого Общества. Более того, есть рекомендации того времени по выбору материнских сортов. Потому, что именно материнское растение наиболее полно передает свои признаки потомству.

Среди рекомендованных сортов — Эрнст Иммер, Thor, Tapis Blanc, Africa, Béranger, Mrs. Ethel Prichard, Rayonnant, Iris, Professor Went.
Было установлено, что именно сорт Районант дает самые крупные цветки у потомства — 5 и более см.

(Теперь мы знаем, что Районанат — это Крепискюль Лемуана).

Мы также знаем из старых книг, что сорт Крепискюль часто называли «Мать-Крепискюль», потому, что в разных странах, у разных селекционеров от этого сорта получались прекрасные крупноцветные сеянцы.
«Дымчатый Коралл» получен от крупноцветных розовых сеянцев в 1934 г.

Не менее интересен и еще один из рекомендованных сортов — Mrs. Ethel Prichard.

Члены МОИПа описывали особенность окраски этого сорта, а именно «дымчато- фиолетовую окраску».
Этот сорт — мое наваждение. С тех пор, как я увидела в старой коллекции старый безымянный флокс, меня не отпускает ощущение, что это — именно «Этель Причард».
Однако первоначальные описания (М. Причард лично предоставил этот сорт в 1923 году на сортоиспытания в Англию), сведений о наличии дымки не имеет.

Royal Horticultural Society (Great Britain) The Society., 1923

323. Mrs. Ethel Prichard (Ruys, Prichard). — Tall ; truss large ; flowers 1,3/4 inch diameter, pale phlox-purple, somewhat quartered. Midseason. Raised by Messrs. Prichard.

Миссис Этель Prichard (Ruys, Prichard). — Высокий, большие соцветия ; цветы 1,3/4 дюйма в диаметре, бледно-фиолетовые, в какой-то мере четырехгранные. Среднего срока цветения. Выведен Причардом. (в пересчете 1,3/4 дюйма = 4,4 см)

Возможно, именно эта, выпуклая, четырехгранная форма лепестка характеризуется М.П. Бединггауз как «лепестки оригинальной формы»?
Несколько лет назад у меня было 8 сеянцев Крепискюля. Из них 4 — дымчатые. И каждый из них в разные моменты напоминал чем-то тот безымянный флокс, определенный мною, как Этель Причард.
Интересно, из какого сорта получил свою крупноцветную «Этель» селекционер Причард? Не было ли у него в коллекции «Крепискюля»?

И еще одно старое английское описание:
«Lewiston Evening Journal» — Sep 26, 1934

Mrs. Ethel Prichard (introduced by Prichard, of England, in 1923) is the largest-flowered of the phlox-purple varieties. The florets are of a single color and are exceptionally large and round. The plants are of medium height, are vigorous, and flower a little after midseason.

Г-жа Этель Причард (введен Причард, Англия, в 1923 году) имеет крупнейшие цветки из фиолетовых сортов флокса. Цветочки имеют один цвет и исключительно большие и круглые. Растения среднего роста, энергичные, и поздне-среднего срока цветения.

Венчик — 4- 4,5 см.

Хотя в разных каталогах существует множество разных описаний этого флокса, с разной, на первый взгляд, окраской венчика. Можно встретить розово-сиреневые, лиловые и даже почти лавандовые описания его окраски. Но везде отмечаются только крупные венчики.

На этом коллаже я подобрала фото одного и того же куста старого безымянного флокса за 3 года наблюдения в разные периоды вегетации и при разных температурных условиях:

2.Теперь о дымке.

Любое изменение окраски связано с пигментами — антоцианами. Но, кроме окраски, у антоцианов есть важнейшая роль в организме — это энергетический обмен. Они умеют даже регулировать температуру цветка, повышая и понижая ее. Антоцианы при этом расходуются и растение начинает их активно ресинтезировать. Поэтому в жару мы видим яркие глазки, появление розового или сиреневого у белых цветков и прочие метаморфозы.
Но возможности растения не безграничны. И наверное, имеет значение и возраст гибрида. Поэтому, я допускаю теоретически, что дымка может появляться у сорта и не сразу, а через много лет , или в иных климатических условиях. Также, впрочем, как и нетипичное первоначально выгорание, проявляющееся порой у старых сортов. Именно появление дымки у современной «Ани Гагановой» вызывает яростные споры о подлинности сорта. (А ведь «Аня» — тоже получена из розового крупноцветного сеянца 1933г… ). Хотя вряд ли мы будем сомневаться в подлинности нашей бабушки, если у нее появилась седина. А ведь это тоже — пигментный обмен.

Но также вполне возможно, что лишь определенное сочетание генов при скрещивании дает наиболее выраженные проявления дымчатости. При этом, как правило, сорта имеют фиолетовую или розовую окраску, а рисунок дымки часто повторяется, хотя можно выделить, по крайней мере, 3 разных типа «задымления» по форме и интенсивности.

В прошлом году я была в гостях у Светы на отборе ее сеянцев. У Светы в течение 3-х лет получилось очень много дымчатых сеянцев и практически все они были ею забракованы, так как повторяли в той или иной степени уже существующие сорта и сеянцы. Хотя каждый из них был по- своему красив. Так что, дымчатые сорта сегодня — совсем не редкость. И, наверное, они скоро будут даже вносить большую путаницу при определении, если продолжать их вводить в оборот без точных и подробных описаний и сравнения с уже существующими.

Нравятся они, или нет — тоже вопрос. Они плохо сочетаются с соседями, вдали часто производят смазанное, грязноватое впечатление. Они интересны лишь при близком рассмотрении. Своей особенной игрой красок и изменчивостью. Как уральские самоцветные камни.

Интересно также и то, что у растения (не дымчатого)  иногда можно наблюдать появление такой «звезды» и ее изменение. Наверное, у каждого флокса-гибрида есть своя сосудистая система , которая делит его на определенные зоны. А они могут иметь чудесные формы. И я допускаю, что именно такие генетические особенности лежат в основе появления дымчатых сортов.

Очевидно также , что в процессе селекционного отбора дымчатые сеянцы могут браковаться. Ведь у каждого отбора — своя задача и свои вкусы селекционера.

Недавно Maja нашла интересную информацию о сеянцах, полученных в 20-е годы Графом фон Швериным, и имевших дымчатую окраску. Однако в Европе, видимо, не удалось получить таких ярких и необычных сортов, как сорта П.Г. Гаганова, и поэтому там о собственной селекции дымчатых сортов ничего не было известно.

Добавлено Григорьевна 12 февраля 2014


В каталоге КЦМ 1992 года этот сорт описан так:

«Светло-фиолетовый ( малиново-розовый с сероватым налетом). Соцветие овально-коническое, плотное. Куст компактный. Зимостойкий, устойчивый. Назначение универсальное»

Описания 1992 года я считаю очень важными, т.к. основная часть флоксов до этого времени поступала к членам Клуба из ГБС, и описания часто полностью совпадают с описаниями, составленными в ГБС.

В каталоге Руиса  1954/1955 гг. указано много сортов, цвет которых имеет цифровое значение по шкале 1939г. Есть такие данные по отдельным сортам и у Э. Звайгзните ( 1955г) .

Первое, что меня заинтересовало, это цвет «Этель Причард».
Я по- прежнему не верю, что флокс из ВИРа является этим сортом. Хотя бы потому, что в каталоге ВИРа описан розовый сорт, который там рос под этим именем.
Я нашла цветовой вариант в книге Звайгзните. А Maja, к моему величайшему счастью, разыскала в библиотеке старый каталог  цветовой шкалы 1939 года. И мы с головой ушли в опыты с цветом.

Mrs. Ethel Prichard H.C.C.634/1 H.C.C. 34/2-36/2 (z)

 

 

Добавлено Григорьевна 15 марта 2016