ЮРИЙ АНДРЕЕВИЧ РЕПРЕВ

Особым почётом и уважением у любителей флоксов пользуется российский селекционер Юрий Андреевич Репрёв. Его вклад в современный генофонд флокса метельчатого (Phlox paniculata) огромен: около 50 лет неустанно и увлечённо он создаёт удивительной красоты цветы и щедро делится своим огромным опытом с молодым поколением «флоксолюбов».

Полностью статью И. Матвеева о Ю. А.  Репреве можно прочитать здесь
 
 

«Родом из детства»
Так назвал свою автобиографию Юрий Андреевич Репрев. Несомненно, этот интереснейший человек сумел через всю жизнь пронести радость жизни и увлеченность всем, чем бы он ни занимался. Живопись, самолетостроение, любовь к классической музыке, селекция – все нашло себе место в его жизни. И все его увлечения сумели превратиться в цветы. Журнал «Цветоводство» №5, 2009 г.

Порой  кажется, что, создавая новые сорта, он как бы смешивает краски на палитре, ищет все новые оттенки, и окрашивает ими окружающий мир. Можно писать маслом и акварелью, а можно, как он — лепестками цветов. Наверное, при этом даже и не обязательно стремиться к словесному описанию нового сорта. Ведь форма и цвет часто могут говорить без слов. Но иногда ассоциация с каким-то образом настолько велика, что название рождается само. И возникают краски музыки и неба, картинки любимых мест и уже невозможно представить, что этот флокс может иметь другое название.

«Палитра художника» — сад Ю.А. Репрева:

Фотографии предоставлены Ю.А. Репревым и Н.К. Квятковской.

Добавлено Григорьевна 20 марта 2010


Ш у т к а

Юрий Андреевич Репрев в своей статье «Родом из детства» («Цветоводство» № 5,2009) писал, что в его жизни «постоянно соседствовали авиастроение, живопись и флоксы». Между тем, у него было еще одно страстное увлечение — классическая музыка.

Интерес к ней возник ещё в четырнадцатилетнем возрасте. Этому в немалой степени способствовала любовь его старшей сестры к опере. В семье время от времени возникали разговоры о различных жанрах музыкального искусства, о композиторах и певцах, а в домашней библиотеке можно было познакомиться с подборкой специальной литературы.

Уже в 15 лет Репрев начал собирать пластинки с записями классической музыки. Став студентом МАИ, он часто посещал Большой зал Московской консерватории, где слушал фортепьянные и скрипичные концерты, а также выступления Большого симфонического оркестра. Дважды ему удалось побывать на концерте талантливейшего американского пианиста Вана Клиберна (Харви Лейвэн Клайбёрн).

Самые сильные, глубокие впечатления у Репрева всегда оставляли сочинения И.С. Баха, которого и сегодня он продолжает считать своим любимым композитором. Не случайно, одному из своих дымчатых флоксов Юрий Андреевич дал его имя.

Среди многочисленных произведений великого немецкого мастера особо обращала внимание Репрева оркестровая сюита № 2 для флейты с искромётной финальной частью под названием «Badinerie» или «Шутка», которая часто исполняется музыкантами как самостоятельное инструментальное произведение. Своим озорным, игривым характером, оживленным темпом, со своеобразным ритмическим рисунком и четкими акцентами, она как бы демонстрирует всевозможные оттенки музыкального юмора, создавая веселое настроение.

«Шутка» так пленила Юрия Андреевича, что в 1972 году он подарил это название своему новому сеянцу, который необычной цветовой палитрой вызвал у него ассоциации с любимой мелодией, завершающей баховскую сюиту. Новый флокс отличался оригинальной окраской с филигранным узором. Основной тон его лепестков был покрыт тончайшей цветовой «вуалью», образованной насыщенно-розовыми с малиновым оттенком штрихами, которые не только усиливали тональное богатство цветка, но и создавали особую «вибрирующую» пластику, а их ритмическое чередование напоминало ему характерный ритм танца. В процессе цветения штрихи варьировали, перекликаясь с грациозными легкими пассажами «Шутки», словно вторя чарующим звукам солирующей флейты. Цветок игрив и изящен, как и одноименный музыкальный мотив гениального произведения И.С.Баха.         

                                                      Н.К.Квятковская

ШУТКА

Добавлено Григорьевна20 марта 2010


Из личного архива Ю.А. Репрева, сорта его селекции:

Добавлено Григорьевна 20 марта 2010


Несколько месяцев назад флоксовый мир взорвала весть: у ‘Импрессиониста’ есть автор, и это — Юрий Андреевич Репрев!.

Об истории создания этого сорта – рассказ Нэлли Константиновны Квятковской, друга и биографа Ю.А. Репрева.

‘Импрессионист’ — так называется один из многочисленных флоксов селекции Ю.А.Репрева, появившийся в ГБС в 1981 году. Характеризовать его с точки зрения ботанической науки — задача соответствующих специалистов. Мне же хотелось бы затронуть «культурологическую» сторону вопроса — дату выведения флокса, толкование названия, причины длительного забытья и эстетические, и художественные достоинства цветка.
Ни для кого не секрет, что сегодня многие сорта флоксов остаются загадкой для коллекционеров. Из-за отсутствия необходимых сведений одни не могут определить название цветка, другие остаются в неведении относительно имени автора. Так случилось и с ‘Импрессионистом’. В течение тридцати лет имя его оригинатора для большинства цветоводов оставалось неизвестным, а упоминания о нем в немногочисленных источниках были очень противоречивы.
Находящиеся сегодня в распоряжении автора этих строк так называемые «рабочие тетради» Юрия Андреевича Репрева, позволяют не только назвать имя создателя данного сеянца, но и определить дату его выведения, а также проследить за его перипетиями до того, как он появился в многочисленных садах любителей — цветоводов.
Выведению флокса предшествовал продолжительный перерыв в селекционной работе Репрева, вызванный длительными командировками, связанными с его основной трудовой деятельностью, а также учебой в аспирантуре. В 1977 году, спустя год после блестящей защиты диссертации, Репрев возобновляет работы по выведению новых сортов. В период с 1978 по 1980 г.г. среди прочих сеянцев у него появляются ‘Радость Жизни’ и ‘Творение’, в названиях которых он отразил удовлетворение своими достигнутыми успехами в науке. И в это же время рождаются дебютанты его серии «Художники» — ‘Рафаэль’, ‘Сандро Боттичелли’, ‘Ренуар’, свидетельствующие о незаурядных познаниях автора в живописи. К числу выведенных в эти годы флоксов относится и ‘Импрессионист’. Этим названием Репрев как бы подчеркнул его цветовое созвучие с полотнами импрессионистов.
Так называли художников-новаторов последней трети 19 — начала 20 столетия, которые впервые в истории живописи запечатлевали не реальный объект, а свое впечатление (фр.impression) от него. При этом ими была создана принципиально новая техника письма, при которой краски не смешивались на палитре, а накладывались кистью на полотно в виде отдельных мазков. Одним из основателей и ярким представителем нового направления в искусстве был французский художник Клод Моне (1840-1926).
Распустившийся в 1978 году в абрамцевском саду Репрева новый сеянец с полупрозрачными серовато-голубыми мазками на лепестках, с едва заметными нежными переходами цвета напомнили ему эскизные мазки импрессионистов. Последующие же наблюдения за ним вызвали у Юрия Андреевича конкретные ассоциации с произведениями Клода Моне «Ванильное небо» и циклом картин-вариаций «Руанский собор» — та же удивительная, «как светлое небесное видение», голубизна, то же богатство «тающих» переливов светотени, те же мазки, которые плавно переходили друг в друга, создавая ощущение динамики.
Но если цветовая гамма сеянца вызывала у Репрева восхищение, то, как отмечал сам автор, его не удовлетворяли форма и размеры соцветия, а также его недостаточная плотность. В 1981 году для дальнейшего за ним наблюдения он перенес флокс из своего сада на отведенный ему в ГБС участок для сортоиспытаний. Помня уроки П.Г.Гаганова, который рекомендовал обязательное размножение сеянца, чтобы «его можно было бы оценить не в виде отдельного куста, а группы», Юрий Андреевич расчеренковал флокс, создав небольшую куртинку из нескольких кустов и длительное время вел за ними наблюдение.
Через десять лет, в 1991 году, Репрев впервые представил флокс на выставку, устраиваемую клубом «Цветоводы Москвы». По словам Юрия Андреевича, флокс остался незамеченным. Мало того, по каким-то необъяснимым причинам, в подготовленном в том же году секцией флоксов каталоге его авторами была допущена досадная ошибка. Под порядковым № 239 хоть и значился «Импрессионист», автором которого был указан Ю.А. Репрев, фактически был описан абсолютно другой флокс, не совпадающий с подлинным ни по цветовой гамме, ни по форме соцветия, ни по срокам цветения, ни по дате выведения.
Больше ни на одной выставке флокс не экспонировался. Однако, это не помешало цветку найти своих почитателей. И сегодня, благодаря раннему и продолжительному цветению, зимостойкости и устойчивости к заболеваниям, он стал любимцем во многих садах. Основным же достоинством  «Импрессиониста» остается его колористическая гамма. Она завораживает и пленяет богатством голубых оттенков с сероватым флером и «импрессионистическими» мазками, привнося в сад частичку «Ванильного неба» Клода Моне.

  Н.К.Квятковская

Фотографии «Импрессиониста» в саду Н.К.Квятковской:

Добавлено Григорьевна  27 мая 2010


Этот рождественский подарок наш форум получил — от Нэлли Константиновны Квятковской. Перед вами — полная версия ее статьи, опубликованной в журнале «Цветоводство» №5 за 2009 год. «Волшебный мир флоксов Юрия Репрева». Помимо многих интересных материалов, не включенных в журнальный вариант, добавлено большое количество фотографий.

Добавлено Григорьевна   6 января  2011