Выдающиеся имена: PFITZER

В 1844 году штутгартский придворный шорник Вильгельм Пфитцер решил оставить своё ремесло и целиком посвятить себя садоводству и плодоводству.

На родовом участке, расположенном на Милитэрштрассе в Штутгарте, основал фирму «Вильгельм Пфитцер. Декоративное и промышленное садоводство». В то время, когда он был ещё мальчиком, в его обязанности уже входило помогать отцу возделывать виноградник и фруктовый сад в Хазенберге. Благодаря этому опыту, он приобрёл навыки садовых работ, например, таких как прививание растений. Через некоторое время он отправился обучаться в Штутгартское промышленное садоводство «Вальтер».
Особый интерес вызывал у него механизм размножения растений; надо сказать, что неоценимую услугу в изучении этого вопроса ему оказал его наставник, имевший опыт научной работы в Париже и Лондоне.
По воскресеньям Вильгельм, желая овладеть навыками рисунка, посещал художественную школу.
Переехав в Карлсруэ, он продолжал совершенствовать свои знания в области растениеводства, работая ассистентом в ботаническом саду.
Во время своего семилетнего путешествия по фермам Бельгии, Голландии, Франции и Северной Германии он приобрёл как богатый садоводческий опыт, так и многие технологические новшества, купив или обменяв их, для использования в своём декоративном и промышленном садоводческом хозяйстве.
Благодаря своей ответственности и трудолюбию, он постепенно завоевал доверие постоянных покупателей и наладил каналы сбыта своей продукции через продавщиц на рыночных точках.

Первый каталог появился уже в 1845 году, с самыми новыми растениями: Георгины, фуксия, вербены и кальцеолярии, а также примерно 20 сортов роз. Успех пришел быстро .

Это был век Дарвина и Менделя – селекция растений начинала свое развитие. Вильгельм Пфицер находил удовольствие в этом творчестве с природой. Его любимцами были: герани, фуксия, георгины, розы, вербены, петунии, гелиотроп, живокость и флокс, канна и гладиолусы.

В 1851 году вместе со своей супругой Фредерике, урождённой Шиклер, он распространил сферу своего садового производства также на семена овощей и цветов. В 1895 году ими был выведен гигантский георгин.

Постепенно происходило увеличение и расширение предприятия (выращивание семян, цветочный магазин). В 60-ые годы, например, в ассортименте питомника уже было 500 различных сортов роз, 350 георгинов, 150 гераней, 160 фуксии и т.д..

Продолжил дело отца его единственный сын , тоже Вильгельм Пфитцер, который родился в 1854 году.

Он также получил профессию садовника.
И с 1876 работал рядом с отцом. В 1880 году уже вся деятельность фирмы была передана ему. Вильгельм Пфицер-старший умер в 1905 году.
Сыну активно помогала его жена Анна , когда он продолжил дело. Она занималась отделением семеноводства.

В 1890 г. продукция Пфитцеров была уже известна по всему миру. Однако массовая застройка запада Штутгарта послужила причиной того, что фирма была вынуждена искать для своего садоводческого хозяйства новые площади.
В 1901 году на новоприобретённых земельных участках, расположенных в Эбитцвеге и Каннштатте, с целью апробирования всхожести семян на данных землях были заложены пробные поля для растений и семенных культур.
В 1909 г. были проданы под застройку земельные участки при главном офисе на улице Милитерштрассе 74, которые до этого времени использовались для садоводческого хозяйства.

Снимок прошлых лет: Фирма Вильгельма Пфитцера и её сотрудники того времени.

В 1910 году появилась возможность приобрести 5 гектар крестьянских угодий неподалёку от вокзала Фельбаха, где старший сын Вильгельма Пауль организовал садоводческое хозяйство. Началось масштабное строительство административных зданий, складов, теплиц и парников, необходимых для организации крупного садоводческого и семеноводческого хозяйства. Чердаки и мансарды строений были оборудованы устройствами для сушки, очистки и орошения. Были созданы специальные зимние хранилища для исчислявшихся сотнями тысячами клубней гладиолусов и георгинов.

В 1914 году на Штутгартском крытом рынке был открыт магазин по продаже семян, а в 1919 году уже появилась возможность перенести его в отдельное здание на рыночной площади Штутгарта, расположенное по Хиршштрассе 2.

Земля Фельбаха оказалась очень подходящей для разведения садовых культур. Наряду с высокосортными гладиолусами Пфитцеров на обширных площадях расширялось культивирование таких цветочных культур как георгины, розы, флоксы, дельфиниумы, бегонии, канны и различные виды травянистых многолетников.

Достижения в области селекции

Гладиолусы: (здесь он имел помощника, Генриха Канцлайтнера, совместно с которым он 2 десятилетия занимался селекцией гладиолусов). В 1880 году впервые увенчалась успехом попытка вырастить гладиолусы чистых оттенков.
Селекцией гладиолусов Пфитцер достиг всемирного признания. В 1911 году был представлен европейский гладиолус чисто белого цвета «Европа»— результат двадцатилетней работы Вильгельма Пфитцера и Генриха Канцляйтера, который был выведен путём скрещивания многоцветных, пятнистых и крапчатых гладиолусов. Через некоторое время можно было уже любоваться гладиолусами жёлтого, розового и красного цветов. В 1912 году в Париже получила премию «Слава Штутгарта». Впоследствии эта новинка представлялась как «Швабия».

Особые достижения в области селекции были представлены на международных выставках. В длинном списке призов и наград, полученных за георгины (230), гладиолусы (650), канны (270), петунии (400), герани (630), вербены (850) и флоксы (500), фигурировали выставки Канады, США, Лондона, Парижа, Брюсселя, Петербурга, Москвы, Гамбурга, Дортмунда, Бонна, Майнау и Людвигсбурга.

В 1900 году в Париже настоящую сенсацию произвели курчавые клубневые бегонии. В 1906 году полумахровый гигантский георгин был отмечен занесением в каталог его клубней, черенков и семян.

Обеспечение своих сыновей образованием мирового уровня и передача опыта в области селекции растений молодым сотрудникам всегда были девизом этой всемирно известной фирмы.
Во многих садоводческих хозяйствах Фельбаха руководящие должности занимали бывшие сотрудники Пфитцера, как-то: Мергенталер, Бюркле, Альдингер, Вальтер, Эшер, Роос, Бенгезер, Симон, Шнабель, Диппон, продолжавшие поддерживать связь со старой фирмой. Благодаря этому клиентура компании значительно расширялась.

В списках жюри всех крупнейших выставок Пфитцер фигурировал как президент немецкого и вице-президент британского обществ гладиолусов; так продолжалось до 1921 года, когда он, окружённый всеобщим уважением, перешёл в иной мир.

После его смерти 3 сына: Пауль, Вильгельм и Рудольф вместе с них матерью Анной продолжили деятельность фирмы. (Анна Пфицер умерла в 1937).

Последствия войны.

К сожалению, мировая война 1914-1918 годов послужила причиной больших потерь. С большим трудом удалось сохранить ценнейший селекционный материал. Большинство сотрудников были призваны на военную службу, их недостаток в некоторой степени восполнялся благодаря военнопленным.

Не смотря ни на что, фирме удалось перенести инфляцию 1923-1924 годов, что стало возможно, благодаря разумному ведению дел рабочими и служащими фирмы. Вместе с восстановлением прежних связей коммерческая структура предприятия была организована по-новому. Лучший садово-огородный инвентарь, удобрения и средства защиты растений были привезены со склада; в Гёппингене, Ульме и Хайльбронне были открыты магазины. Был добавлен отдел по производству кормов для птиц и собак. Благодаря изданию каталога с цветными иллюстрациями новых сортов, развивался семеноводческий бизнес.

В тридцатые годы была сформирована фототека из 5000 фотографий для подлежащих рассылке прайс-листов и каталогов цветочных луковиц, роз, травянистых многолетних цветов, фруктов и ягод, которые для зарубежных клиентов издавались также на французском языке. «Садовая радость» содержала ценные сведения для частных садоводов и поселенцев. «Южнонемецкий листок садовода», выпускаемый издательством Пфитцера, поставлялся отраслевым предприятиям.

150 сотрудников Пфитцера

Вплоть до второй мировой войны тысячи людей приезжали ежегодно в Фельбах на «Выставку цветов Пфитцера». Множество молодых ассистентов и сыновей садоводов расширяли здесь свои знания в области садоводства. На 1933 год фирма Пфитцера насчитывала 150 сотрудников по всему миру.
Старший сын Пауль Пфитцер продолжал руководить предприятием в Фельбахе. Второй сын Вильгельм специализировался на бухгалтерском учёте и кадровых вопросах. Рудольф, самый младший, руководил сбытом семеноводческой продукции.

Благодаря частым профессиональным контактам, укреплялись дружественные взаимоотношения с отечественными садоводами и садоводами других стран, вплоть до США. В особенности благодаря Анне Пфитцер и младшему сыну Рудольфу был расширен семеноводческий бизнес, заключены подряды с полями в Германии, Италии, Франции, Голландии, Дании и Калифорнии. На испытательных и семеноводческих полях и в теплицах в Эбитцвеге фирмой проводилась проверка всхожести ростков и качества продукции. 70 ассистентам и ученикам в Фельбахе было предоставлено жильё и выделено довольствие.

Выпущенной в 1930 году памятной медалью Вильгельма Пфитцера были награждены селекционер травянистых многолетников Г. Арендс, Ронсдорф/Вупперталь, и селекционер георгинов Бергер в Комотау. От редких и ценных тепличных культур перешли к работе с комнатными сортами, сортами, растущими на балконах и на открытом воздухе летом. В теплицах возделывались востребованные семенные культуры и те виды растений для семеноводства, которые растут только под стеклом. Тысячи клубней растений разводились в теплицах в преддверии весны. Масса подрастающих молодых растений высаживалась в парниках из теплоизоляционного материала, которые в изобилии обеспечивали их светом, воздухом, теплом и питанием.

Тем не менее, селекция гладиолусов всё ещё оставалась самым важным и объёмным направлением в работе предприятия. Благодаря своим путешествиям, участию в конгрессах в Вене, Париже, Риме и Лондоне, участию на международных выставках в качестве члена жюри, Пауль Пфитцер значительно расширил свой (профессиональный) кругозор. В 1929 году он стал президентом общества гладиолусов, а в 1937 году — его почётным президентом.
Кроме того, продукция Пфитцера была награждена золотой медалью большого общества Новой Англии (New England Society). В 1937 году Вильгельм Пфитцер представлял семена и культуры гладиолусов своей фирмы в Калифорнии. Постепенно расширялась практика доставки цветущих гладиолусов воздушным путём.
Увеличивалась культивация роз, преимущество отдавалось травянистым многолетним цветам, флоксам и живокости. Травянистые многолетники, астры, ветреницы, огненные лилии и георгины дополняли этот хоровод цветов на пространных цветочных полях.

С Катариненштрассе к предприятию вела принадлежащая ему частная улица. Кусты травянистых многолетников, высаженных по обеим её сторонам, были похожи на постоянную выставочную экспозицию. Во время ежегодной «Выставки цветов Пфитцера», проводившейся в первую неделю сентября, тысячи людей со всего мира собирались на ежедневную экскурсию по предприятию, заканчивавшуюся демонстрацией новинок растениеводства и цветоводства. Предоставлялась, также, возможность зайти в цеха и увидеть как с помощью тонкой волосяной кисточки цветочная пыльца переносится из пыльцевого мешка (или пыльника — особой части тычинки прим. переводч.) на рыльце цветка.

Во время второго успешного этапа развития фирмы вспыхнула вторая мировая война. Большинство специалистов было призвано на военную службу. Садоводческое предприятие было сокращено и переоборудовано. Овощные сорта, такие как кольраби, жёлтые корнеплоды, кочанный салат, клоповник, огурцы и помидоры должны были помочь клиентам фирмы в обеспечении себя необходимой для жизни пищей. Садоводы-старожилы в совокупности с пленными и отбывающими трудовую повинность иностранцами вынуждены были прилагать немалые усилия для разведения всего этого. Обеспечение овощными и зерновыми культурами имело приоритет перед селекцией и выращиванием цветов. Все доступные площади должны были засеиваться овощными культурами. Лишь часть элитной рассады и семян (цветов) тех лет удалось спасти. С войны многие из опытных сотрудников не вернулись. Разделение Германии на зоны послужило препятствием для снабжения клиентуры. К примеру, американцы требовали снабжения исключительно их зоны. Когда при одной из проверок, они обнаружили наличие поставок во французскую зону, оба руководителя предприятия были посажены под домашний арест на неделю, они были вынуждены давать указания работникам, забравшись на забор. Только после того, как снабжение было восстановлено, предприятие снова смогло заняться цветоводством.

Разведение и вывоз семян из климатических областей, благоприятных для растениеводства, таких как Италия, Южная Франция и Северная Африка, в которых можно было собирать по два-три урожая в год, имела существенные преимущества, к тому же там имелись определенные выгоды в отношении расходов по оплате труда. Поэтому фирма вернула два гектара арендованных земель сельскохозяйственным предприятиям и сократила садоводческий персонал. Теперь основными объектами разведения в «Тэшене» становятся георгины, гладиолусы и Индийская канна. Чтобы познакомить со своей продукцией садоводов и потенциальных клиентов, фирма Пфитцера снова участвует в многочисленных садоводческих выставках как внутри страны, так и за рубежом, имея успех и получая награды. В нынешнее время шесть сотрудников обрабатывают приблизительно два гектара земли и ведут торговлю семенами.

Уже 140 лет фирма выращивает растения и продаёт семена.

При подготовке материала использованы статьи и иллюстрации из журналов:
«Die Gartenkunst» №15,1913 год
«Die Gartenwelt» №25 за 1921 год
«100 Jahre Pfitzer»-1944 (юбилейный каталог)
«140 Jahre Samen-Pfitzer — Von Stuttgart nach Fellbach» Von unserem Mitarbeiter Otto Mall ; статья переведена на русский язык и опубликована; переводчик: Гель Ж. Ю.

Добавлено Григорьевна 14 ноября 2011


В статье «Phloxe aus Bornim Die Gtschichte einer Leidenschaft»(2000 г)

Dr.Konrad Näser, главный садовник сада К. Ферстера в Борниме, большой знаток флоксов, которого очень ценил К Форстер, рассказывает о немецкой селекции флоксов и немецких селекционерах.
Вот часть статьи, посвященная Вильгельму Пфитцеру:

Wilhelm Pfitzers 513 Phloxe

In Deutschland fiel die Vorreiterrolle Wilhelm Pfitzer zu. Bis in die ersten Jahrzehnte des 20.Jahrhunderts hinein wurden in seinem Betrieb Phloxe gezüchtet. Über 513 Sorten der «Flammenblume» sind aus Stuttgart bekannt geworden — eine Zahl, die später von keinem anderen Züchter auch nur annähernd erreicht wurde. Allerdings wissen wir heute wenig über das Aussehen, die Vitalität und das Gartenverhalten der Pfitzer-Phloxe. Der Umfang seines Sortimentes lässt aber auf eine breite Streuung der Eigenschaften, besonders hinsichtlich Blütenfarbe, Blütezeit und Wuchs, schliessen. Die meisten seiner Sorten sind aus den Gärten verschwunden.Eine ist uns bis heute geblieben: der karminrosa Phlox P. «Württembiergia»
Wiewohl gerade bei dieser Sorte,1919 von Pfitzer herausgegeben, vermutet wird, dass sie mit Phlox P. «Jules Sandeau»- 1913 von Lemoine gezüchtet, identisch ist. Janre später äussert sich
Karl Foerster im «Garten als Zaubersсhlüssel» dazu:
« Viele Züchten darauf los, ohne sich um das Vorhandene und Gegründete genügend zu bekьmmern, weil es eben noch keine grossen Schau-und Sich- tungsgärten gibt,… und so wiederholen sich viele Sorten, als gäbs noch keine Eisenbahn»

Далее, вольный перевод:

513 флоксов Вильгельма Пфитцера

В Германии роль пионера в селекции флоксов досталась Вильгельму Пфицеру. Вплоть до первых десятилетий 20-ого столетия флоксы выращивались только в его питомнике.

Более 513 сортов флокса распространились из Штутгарта — количество, которого не достигал позже никакой другой садовод даже приблизительно. Разумеется, мы знаем сегодня мало о сортах, актуальности и садовом поведении флоксов Пфитцера. Однако, объем его ассортимента предполагает широкий диапазон их качеств, особенно относительно окраски цветов, сроков цветения и роста. Большинство его сортов исчезли из садов. Один остался нам до сегодняшнего дня: карминово-розовый флокс P. «Württembiergia»
Хотя как раз про этот сорт, выведенный в 1919 Пфитцером, существует предположение, что он идентичен с флоксом «Жюль Сандо», полученным в 1913 г. Лемуаном.

Карл Ферстер по этому поводу написал в «Garten als Zaubersсhlüssel»:
«Многие люди просто размножают. Они не заботятся о том, что уже существуют идентичные растения. Нам нужны большие шоу-сады (экспозиционные) и специализированные сады (сады для наблюдения, сравнения и оценки сортов). В противном случае будут возникать идентичные сорта-повторы».

Оценка Форстером Вюртембергии переведена Maja, я адаптировала текст. Надеюсь, что
смысл сказанного в теме ‘ЖЮЛЬ САНДО’, ‘ВЮРТЕМБЕРГИЯ’, ‘ПИОНЕР’ не утрачен.

Не дает покоя мысль: неужели в Германии сохранен только один сорт Пфитцера?

Добавлено Григорьевна 5 ноября 2012

Каталоги Пфитцера за 1939 и 1940гг., любезно предоставленные Maja:

 

 

Помимо черно-белых фотографий, в каталоге 1940г представлена акварель с венчиками 42-х старинных сортов флоксов.

Добавлено Григорьевна 5 ноября 2012


 

Собирая материал по теме Пфитцера я все больше убеждалась в величии этого имени. И слава его, как селекционера, была связана в первую очередь не с флоксами. Поэтому позволю себе несколько мыслей вслух.

В одной из тем Света написала:

Хозяин каталога знает больше других…

С этим трудно спорить.
А давайте с этой позиции рассмотрим каталог Пфитцера 1939 года:

я случайно как-то обратила внимание в нем на то, что часть сортов, которые мы уверенно с ним связываем, там не помечены его фамилией, хотя около других в скобках стоят его инициалы.

Там же фигурируют сорта разных авторов.
Например: Альберт Вейв — Сорт Шолхаммера, Лео Шлагеттер — Арендса, Азия, Европа не содержат его фамилии… И возникает вопрос: а не могут ли они быть сортами нашего таинственного Вреде? И другие — также…

И самое главное: Вюртембергия — тоже без его фамилии…

Интересно, что и в буклете про сорт «Азия», найденном Мариной, тоже ведь нет его фамилии…

 

 

Конечно, можно возразить, что в 1939 году уже не было ни отца, ни сына, но ведь активно работали внуки, которые продолжали дело. И занимались селекцией. И питомник не прекращал своей работы и выпусков каталогов. Так что отсутствие фамилии Пфитцер у этих сортов данным фактом объяснить сложно.

В статье Придхема 1928 года указано, что «происхождение сортов не ясно, но за многие ответственны Пфитцер и Лемуан».

А в 1942 году а его редакции выходит STANDARDIZED PLANT NAMES, где эти сорта уже приписаны Пфитцеру.
Правда указана еще одна Европа ( Europa. (Pfi.1910.) Europe.)

А эту интересную выдержку нашла Maja:

«… Мне напоминают о беседе об уменьшении ассортимента флокса, что я вел с Георгом Арендсом. При этом мы говорили также о старом сорте «Европа». Георг Арендс не смог убрать из программы этот почти 35 лет назад возникший введенный Wrede флокс. …»

Вторым источником является французский знаток флокса, который указывает имя Wrede как селекционер ‘Европы’.
Теперь я ищу документы о Wrede — питомник существует еще сегодня. Вероятно, мы можем приводить свет в темном? ( это также писала Maja)

То, что в торговых каталогах разных селекционеров встречаются не только их сорта, факт давно доказанный.

Меня еще все время возвращает 1922-ой год, когда росле первой мировой войны многие питомники разорились и закрылись. Распалось и европейское Дендрологическое Общество, объединяющее многих из них. В мемуарах об этом сохранились упоминания. Увлеченные общей многолетней работой по расширению коллекций и их систематизации выдающиеся садоводы Европы вряд ли бросали растения из закрывающихся питомников. Они передавались в другие, сохранившие возможность продолжать работу. Здесь, видимо, и началась основная путаница с авторами, при передаче сортов из закрывающихся питомников.

Про Придхема: если учесть, что он работал в ботаническом саду, то и имел дело с тем материалом, что поступал в сад. И пересорт там был вполне вероятен. Он описывал, что видел. А мы, найдя его описание, отличное от других, принимаем его правоту не задумываясь.

Я еще вот о чем сегодня думала: на определенном этапе систематизации информации, вероятно, каждый исследователь сталкивается с пробелами. Например, в каком-то источнике у части сортов есть автор, а у другой — нет. В таком случае первое, что приходит в голову — это недостаток информации у старого автора. И начинается заполнение пробелов в одном источнике информацией из другого. Часто — из торгового каталога. И не задумываясь, по каким причинам первый автор оставил пробел. Ведь он тоже мог видеть другие каталоги, как и мы. Но, возможно, у него была информация о неправильном толковании в другом источнике? Или он определенно знал, что какой-то сорт принадлежит не этому автору… Но источников с подтверждением не имел… Например, Оранж Шпет, сорта- континенты …

А если еще учесть, что большинство селекционеров могли общаться друг с другом и распространяли не только свои сорта?. Но покупателю совсем не важно, чей сорт ему продает поставщик. А через много лет в чьем каталоге найден сорт, тому его и приписывали. Особенно, при написании статей и книг. А потом неверная информация тиражируется в разных источниках.

Вот у Пфитцера читаем:

«Во время своего семилетнего путешествия по фермам Бельгии, Голландии, Франции и Северной Германии он приобрёл как богатый садоводческий опыт, так и многие технологические новшества, купив или обменяв их, для использования в своём декоративном и промышленном садоводческом хозяйстве.»

Купил или обменял сорта-новинки, размножил, включил в свой каталог и продает. А позже исследователь все это ему приписывает. Не зная, что и где тот получил или обменял. И еще , возможно, дал торговое название, более подходящее для своих покупателей. Ведь у роз у одного сорта бывает до 10 торговых названий! И никто не удивляется. Торговал , например «Жюль Сандо» под торговой маркой «Вюртембергия» с 1919 года, а потом получился его сорт 1919 года выведения… Кстати, Марина озвучивала уже эту версию, но тогда мы ее не приняли, не было доказательств. Возможно, «они не за горами»?

Добавлено Григорьевна 7 марта  2013


Версия вполне логична.  Это, и не только это, собственно, пришло в голову, когда я только начала рыться в старых французских и бельгийских журналах середины 19 века. Дальше прибавились английские и немецкие.
Их практика очень напоминает то, что происходит и на наших выставках цветов и флоксов в том числе. С той лишь разницей, что сейчас у нас просто цветоводы-любители выставляют свои и чужие сорта и продают их. В Европе того времени было намного солиднее — фирмы большие и маленькие принимали участие в таких цветочных шоу, показывали хорошо выращенные экземпляры, показывали и свою собственную селекцию, если таковая имелась, создавали выставочные комитеты и комиссии, награждали участников шоу грамотами, дипломами и призами. Покупали сорта друг у друга для дальнейшего размножения и продажи.
Поэтому так часто встречается один и тот же сорт в разных журналах разных лет, например Элизабет Кэмпбелл, показанный на выставках разными производителями цветов, получивший награды разных степеней по различным номинациям. Все это без указания на его настоящего селекционера.
Отсюда и возникает главная трудность — найти тот первоисточник с указанием на автора сорта.
Крупные фирмы не только производили свои собственные сорта, но и приглашали известных селекционеров к сотрудничеству. Те создавали сорта, а в каталоги они шли обезличенные, под маркой фирмы. Или крупные фирмы выкупали все права на размножение и продажу сортов у мелких фирм, если эти сорта казались перспективными. Наверно и давали свои названия таким сорта, может быть более благозвучное на их взгляд, а может быть ради соблюдения коммерческой тайны. Очень сложно сейчас разобраться, даже имея каталоги под рукой и кучу информации из журналов, кто же истинный автор того или иного сорта. Иногда подсказывает само название и здравый смысл. Например, флокс с явно английским или французским названием скорее всего не может принадлежать немецкому селекционному гению, лучше поискать его в тех странах, на чьем языке название. И так далее…
Добавлено Scorpio 8 марта  2013

Maja, переведи пожалуйста, что это за растение в каталоге 1851 года Belle de Nancy
Belle de Nancy в каталоге Пфитцера 1852
Вelle de Nancy — sehr groß, gut gebaut, weiß mit prächt[ig] tief rosa gestreift, schöne Pyramide
Описание: очень крупный, хорошо построенный, белый и в замечательно тёмную розовую полоску, прекрасная пирамида
Добавлено Maja 13 марта  2013

Maja, дело в том, что Nancy — это город, где жил и работал В. Лемуан.
У него была сирень Belle de Nancy (Красавица Нэнси). Но эта сирень получена им значительно позже, так как селекцией сиреней Лемуан увлёкся позже, чем другими цветочными культурами.
Во 2-й половине 19 века — начале 20 века среди селекционеров было принято или модно «увековечивать», превозносить свой городок, деревню в которой он жил. В названиях сеянцев часто встречается либо «Красавица» (Краса) (Belle, Beauty), либо «Слава» (Glory). Причём использовали такие названия не единожды, а порой дважды, но в разных цветочных культурах.
К французскому городу Nancy Pfizer, насколько я знаю, не имел отношения.
Поэтому смею предположить, что это флокс Лемуана.
ИМХО, К тому же, только гениальный Лемуан в то время получал самые необычные формы и цветовые оттенки (в данном случае, флокс в полоску).
Добавлено sveta-bir 13 марта  2013

Да, в начале у Пфитцера было очень много французских селекций флокса. Собственные селекции лишь позже.
Прежде чем Пфитцер основывал собственный питомник, он работал во Франции. Оттуда он приносил сеянцы и растения.
Насколько мне известно, Пфитцер был во время его лет странствий в Париже и в Эльзасе.
Добавлено Maja 14 марта  2013

Майя, что означает год 1910 возле флокса Rijnstroom?
Это год выведения (получения флокса) или год, когда флокс появился уже в продаже в коммерческом каталоге Пфицера?
Добавлено sveta-bir 15 марта  2013

Rijnstroom — это селекция F.Koppius, до 1910. Здесь ошибка в Standardized Plant Names.
Возможно и очень вероятно, что у Пфитцера был этот флокс с 1910 г. в продаже. К сожалению, у меня еще не было каталоги Пфитцера из этого времени.В «Old Fashioned Flowers» (Brooklyn Botanic Garden: Handbook 162. — Бруклин, в 2000) написано:
Rijnstroom, introduced in 1910, this favourite of Louise Beebe Wilder has small florets and rich, salmon-pink flowers
В каталоге Kayser&Seibert 1925 следующее описание (Здесь написание имени флокса по-немецки …):
Rheinstrom — enorm grosse Blüten, dunkelrosa. 100cm
Я думаю, что должно исправляться число 513 селекций питомника Пфитцера. У нас есть континентальная серия — не флоксов Пфитцера. У нас есть Rijnstroom — не Пфитцера. И, у нас есть, например, Württembergia — также не Пфитцера, … но Жюль Сандо Лемуана
Добавлено Maja 15 марта  2013

H. Wrede in Lüneburg
Пока размещаю эту информацию сюда, как в копилку.

Phlox decussata, 150 prachtvolle Sorten, grösstenteils eigener Züchtung- Dieselben erhielten auf dea bedeutendsten Ausstellungen in Hamburg, Paris, Colli, Antwerpen, Chicago, Brüssel, Leipzig, Düsseldorf u. Mannheim die höchsten Preise. In Köln hatte mein Sortiment Anteil an der goldenen Kaiser-Medaille. 12 Sorten 3 M., 100 Sorten 24 it.
Phlox dec. Aegir, schönste feurig dunkellachsrote Sorte

Флокс decussata, 150 великолепных сортов, в основном наших собственных племенных. Тоже получили на важных выставках в Гамбурге, Париже, Кельне, Антверпене, Чикаго, Брюсселе, Лейпциге, Дюссельдорфе и Мангейме, самые высокие оценки. В Кельне  получили золотую медаль императора 12 сортов, 100 видов из 24 .
Флокс Aegir, красивый огненный глубокий красно -лососевый.
Добавлено Григорьевна 20 марта  2013

Английский сад Wisley перед 1-й Мировой войной стал испытательным участком для растений, передаваемых туда селекционерами и торгующими питомниками.

Во время войны работы по испытанию растений не прекращались.
В 1915 году Совет Королевского общества садоводов наградил несколько флоксов (местных и иностранных), в том числе Europe (Pfitzer…..Ruys).
В скобках указывали фамилии тех, от кого  в сад поступали флоксы.

Также были отмечены и рекомендованы к выращиванию в английских садах следующие флоксы (без описаний цветовых оттенков):
Dr.Konigshofer (Pfitzer… Ruys)
Frau Grimm (Pfitzer)
Helmuth Hirth (Pfitzer)
Victor Stoessel (Pfitzer)

Возможно, в названии Europe была сделана ошибка, её записали чисто по инерции — на английском.
Почему у Europe также как и Dr.Konigshofer указаны две фамилии: немецкого селекционера Pfitzer и голландского селекционера Ruys — не известно. Возможно ошибка военного времени. А возможно, «прохладное» отношение к флоксам.

В 1920 году в английских садах уже живёт флокс Europa (белый с ярким глазком).
Почему американец Pridham упоминает 2 Европы: одна Europa, другая Europe — тоже неизвестно. Возможно, он воспользовался этими же английскими данными и решил, что существует 2 Европы.

Maja, Dr.Konigshofer — это флокс Пфицера?

Добавлено sveta-bir 22 марта  2013

Насколько я знаю, ‘Geheimrat Dr. Königshöfer’ — селекция Пфитцера из 1909 года.

Света,  спасибо за твою информацию. До сих пор мне не были известны Victor Stoessel и Helmuth HirthFrau Grimm является, возможно, Friedrich Grimm? Находят этот сорт в «Gartenwelt» (1927).

Friedrich Grimm — zartrosa (Gartenwelt, 1927)

Helmuth Hirth — lachsrosa mit karmin (Möllers Deutsche Garten-Zeitung, 1933)

Про Wrede/ Вреде:
В объявлении (копия Лены, см. наверху) читают, что флоксы продавались в больших количествах экземпляров. Поэтому мое предположение, что речь идет об оптовой торговле. Wrede сам не продавал частному клиенту, а продавал перекупщику. Это были садоводства травянистых многолетников, как напр. Пфитцер. Итак было бы возможно, что Пфитцер вводил сорта. Селекционер, однако, и остается Wrede? Только идея …
Добавлено Maja 22 марта  2013

Английский сад Wisley перед 1-й Мировой войной стал испытательным участком для растений, передаваемых туда селекционерами и торгующими питомниками
Пару лет назад нам ведь удалось найти в интернете более поздние протоколы этих сортоиспытаний. Для примера: отрывки из списков 1956 года:

Фамилия оригинатора стоит не везде и в скобках. Везде зато есть фамилии лица, представившего сорт на испытания. Видимо, уже тогда многие сохраненные сорта потеряли фамилии своих создателей. И сорт вполне мог регистрироваться под фамилией интродуктора. (Вспоминаю историю с Тайцами, как автором сортов)

В списках флоксов тех лет, находящихся на испытаниях — немало сортов Руиса. Причем, хотя он уже умер , его сорта представлены под его фамилией, и как автора, и как интродуктора. Исключение — «Рембрандт». И кажется странным, что у него указан интродуктор -Руис, но не указан автор — Руис.

Пришла в голову такая мысль: в имеющихся у нас протоколах после 1956 года интродукторами являются люди, фамилии которых мы не связываем с селекцией.
Но в тот период,что мы обсуждаем, ( после смерти Вильгельмов Пфитцеров отца в 1905г. и сына — в 1921г) не могло ли быть того, что именно Руис, как интродуктор, представлял их сорта? И отсюда — две фамилии у одного сорта. Оба — выдающиеся селекционеры. Протоколов мы не видим, а данные отчета в одну строчку вполне ведь могут ввести в заблуждение???

Добавлено Григорьевна 22 марта  2013

sveta-bir писала:
Только непонятно, зачем ему нужно было выступать интродуктором чужих растений в Англии? Что ему это давало? Собственную торговлю в Англии? Проще было торговать через английских посредников, не связываясь с законодательством чужой страны, что сейчас и делают современные голландцы.
Я несколько иначе представляю себе смысл сортоиспытаний: это оценка сорта в данных климатических условиях, его «визитная карточка». И если интродуктор считает сорт, имеющийся в коллекции ценным, то он должен доказать это путем сортоиспытаний на специальных участках с оценкой комиссией. Саморекламы тогда было явно недостаточно. Нужно было заключение специалистов.
Не хочется как-то представлять Руиса, как банального продавца… Я думаю, что он заботился и о сохранении и дальнейшем распространении «чужих» сортов, представляющих в его глазах ценность. И мы совсем не знаем, что могло связывать питомники Пфитцера и Руиса. Возможно, было что-то большее, чем просто конкуренция. По-человечески: «Спасти и сохранить» — разве это нельзя допустить? И потом приходит в голову мысль об исторической политической ситуации, особенно во время, да и после войны. Англия и Германия не были союзниками. Голландцу было, ИМХО, проще дать достойный сорт «из чужого лагеря» от себя.
Возможно, в Англии необходимо было обязательно провести сорт через сортоиспытания, прежде, чем начинать им торговать? Значит и «перекупщики» должны были пройти эту процедуру. Ведь мы знаем на примере отечественной интродукции, что раньше сорт должен был «заслужить» право на распространение. Поэтому и любуемся до сих пор старыми сортами…
Добавлено Григорьевна 22 марта  2013

Еще несколько исторических фактов:
В книгу поступлений сортов в питомник Пфитцера вносились все имевшиеся сорта. И своей селекции, и других авторов. Кстати, в конце 19 века и начале 20-го, там было очень много французских сортов, в том числе — Лемуана. В 1905 году в Книгу внесен флокс Пфитцера — Флора Хорнунг, так что о годе создания можно говорить уверенно.
«Моя коллекция-одна из богатейших и красивейших. Мои собственные сорта конкурируют с лучшими французскими.» (из: Pfitzer-каталога 1907 г.)
Добавлено Григорьевна 26 октября  2014

В теме «Flora Hornung» нам удалось найти доказательства авторства Пфитцера. Нашелся и интересный документ: журнал Gartenwelt за 1908 год, который мы с Maja постарались перевести.

Gartenwelt vom 25. April 1908:

unter der Rubrik „Gärtnerische Reisskizzen“
„(Stuttgart-Cannstatt) … Dort, in der fruchtbaren Ebene des Neckars, grüßen schon von ferne weite Felder in glühenden, leuchtenden Farben herüber, die Gladiolen-, Canna- und Phlox-Kulturen der Firma Wilhelm Pfitzer. … Weiter wandernd, …, gelangen wir zu den ausgedehntesten Kulturen Phlox decussata, die ebenfalls einen Hauptbestandteil dieses Betriebs bilden und eine Spezialität des Pfitzerschen Geschäfts sind. Züchtungen Pfitzers, wie ‚Gruppenkönigin‘, fleischfarbig rosa mit karminrotem Auge, und ‚Georg A. Ströhlein‘, glühend scharlachorange mit blutrotem Auge, werden stets einen Ehrenplatz unter den vorhandenen Sorten behaupten; es erregten diese Sorten schon auf der Mannheimer Ausstellung berechtigtes Aufsehen. Herrlich sind auch die Neuheiten ‚Mme. Paul Dutrie‘, cattleyafarben mit weißem Hauch, und ‚Hanny Pfleiderer‘, rahmweiß, nach der Mitte in Lachsfarbe übergehend, mit leuchtend karminrotem Auge. Bemerkenswert sind noch ‚Frau Dr. Kraiss‘, lieblich salmrosa, orange beleuchtet, ‚Redakteur Flammer‘, feurig karminviolett, sehr großblumig, ‚Antonin Mercié‘, innen weiß, außen graulila, sehr feine Färbung, ‚Frl. G. von Lassberg‘, schneeweiß, ‚Flora Hornung‘, milchweiß mit rotem Auge, und ‚Reichsgraf von Hochberg‘, amarantpurpur. Von niedrigen Sorten, die nur 25 – 40 cm hoch werden, seien genannt ‚Klara Benz, karminrosa, ‚Hermine‘, reinweiß, ‚Hermann Fischer‘, ziegelrosa mit weißer Mitte, und ‚Ch. Flahault‘, lila mit weißer Mitte.
под рубрикой: „ Очерки садовых поездок“„ … Там, в плодородной долине реки Неккар, уже издали приветствуют светящиеся восторженными яркими красками поля гладиолусов, канн и флоксов фирмы Вильгельма Пфицера. … Продолжая поход, …, мы прибываем к наиболее широко раскинувшейся культуре -флоксам декуссата , представляющим основной компонент этого предприятия, и которые являются специализацией фирмы Пфитцера.
Сорта Пфитцера, такие как ‚Gruppenkönigin‘, телесного-розового цвета с карминным глазком, и ‚Georg A. Ströhlein‘, светящийся оранжево- ярко-красным цветом с кроваво-красным глазком, будут всегда занимать почетное место среди имеющихся сортов;
эти сорта уже произвели сенсацию на Мангеймской выставке.
Также отличные новшества – ‚Mme. Paul Dutrie‘,цвета орхидеи-каттлеи с белым оттенком, и ‚ Hanny Pfleiderer‘, сливочно- белый, в центре переходящий в лососевый , с ярким карминным глазком. Замечательны также : ‚Frau Dr. Kraiss‘, прелестный семужно-розовый, с оранжевой подсветкой‚ ‚Redakteur Flammer‘, пылающие карминно-фиолетовые, с очень крупными цветками, ‚Антонин Мерсье‘, внутри белый, снаружи серо-лиловый, очень тонкого оттенка‚ ‚Frl. G. von Lassberg‘, белоснежный‚ ‚Flora Hornung‘, молочно-белый с красным глазком, и, ‚Reichsgraf von Hochberg‘, амарантово-пурпурный. Среди низких сортов, имеющих высоту только в 25 – 40 см, упомянуты: ‚Клара Бенц‘, карминово-розовый‚ ‚Hermine‘, чисто белый‚ ‚Hermann Fischer‘, кирпично-розовый с белым центром, и‚ ‚Ch. Flahault‘, лиловый с белым центром. …“
Добавлено Григорьевна 16 декабря  2014

Далее — можете считать написанное новогодней фантазией, но хочу с вами этим поделиться. В 1912 году также в журнале Gartenwelt есть материал о флоксах Пфитцера, примерно тех же, но на этот раз — с иллюстрацией.
Обратите внимание на робкий венчик внизу, слева от А. Мерсье и познакомьтесь, пожалуйста, с ‚Mme. Paul Dutrie‘.
Интересно, что этот сорт также был в России, он есть в каталоге Регеля и Кессельринга. Два флокса Флора Хорнунг и Мадам Паул Дутрие рекламировались и распространялись в одно и то же время… Как думаете?
Добавлено Григорьевна 16 декабря  2014

Рисунок цветочка Mme Paul Dutrie есть ещё здесь:
Добавлено Галина 17 декабря  2014

Портрет еще одного сорта удалось найти Maja

Es handelt sich um eine beliebte Sorte aus der Zeit kurz nach der Jahrhundertwende, in der Gartenwelt 1909 («Beste Sorten von Phlox decussata für Farbenblütengruppen») wird sie als «großblumigste aller roten Sorten» gelobt, sie stünde bezüglich der Leuchtkraft ‘Coquelicot’ zwar etwas nach, eignete sich aber gut als Gruppensorte.

«Georg A. Ströhlein (Pf.), glühend scharlachorange mit karminblutrotem Auge, sehr große Dolde, weithin leucht. Färbung.» (Kat. Buchner)

Beinahe alle damaligen namhaften Staudengärtnereien boten ‘Ströhlein’ an, bei Arends und Goos & Koenemann werden weitere auszeichnende Merkmale genannt, so eine «grosse, pyramidale, feste Dolde» und «grosse Einzelblüten».

Это популярный сорт на рубеже веков, в «Садовом мире» в 1909 году в статье «Лучшие сорта флоксов decussata для цветовых групп» его хвалили, как «с самыми большими цветками из всех красных флоксов» , не так же ярко светящийся, как Coquelicot, но хорошо подходит в качестве группового сорта.
«Georg А. Ströhlein» (Р)., Светящийся алый апельсин с каминово-красным глазком, очень большим соцветием , яркой окраски.» (Кат. Бюхнера)
Почти все хорошо известные питомники многолетних растений предлагали «Ströhlein», по крайней мере, у Arends и Goos и Koenemann позже указывались отличительные черты, такие как «большое, пирамидальное, крепкое соцветие» и «большие одиночные цветки».

Добавлено Григорьевна 24 сентября  2015


Статья в русском садоводческом журнале за 1912 год о гладиолусах Пфицера.

Добавлено sveta-bir  1 октября  2015


‘REIEGRAF VON HOCHBERG’ 1896
Увеличенный фрагмент изображения в журнале Gartenwelt , 1912г.
Описание в книге П.Гаганова:
3.0; 60-70; С. 1900 год. Цветки темно-красновато-пурпурные. Соцветие крупное, сильноразветвленное. Время цветения: вторая половина лета.
Описание в книге  М.П.Бединггауз:
3; 60-70; вторая половина лета. Темно-красновато-пурпурный. Кисть крупная, сильно разветвленная. В срезке стойкий. Заболеваниям не подвержен. Очень эффектен в сочетании с белыми. Растет медленно.
П.Г. Гаганов пишет о нем в 1963 г, немного ранее его описывала Мария Павловна Бединггауз. Можно допустить, что флокс был в русских коллекциях и после войны.

Добавлено Григорьевна 14 февраля  2016


Время неумолимо. И, наверное, многого мы уже не узнаем. Но поиски продолжаются и встречаются очень любопытные находки. Спасибо, Maja и доктор Виммер!

Вот два изображения одного и того же сорта. Первое — фрагмент картины, созданной великолепной художницей Эстер Бартнинг (Esther Bartning) из каталога Руиса 1938 года, второе — практически современное, фото из журнала «The Garden» № 7 за 1999 год. Этот сорт, по фото, практически не отличим от загадочного по происхождению ‘Graf Zeppelin’. Мы не сомневались, Что ‘Graf Zeppelin’ — сорт Пфитцера. Однако, в ассортиментной книге питомника Пфитцера можно найти другую информацию.
‘Exc. Graf von Zeppelin’ был получен в 1912 году от Buchner из Мюнхена, вместе с большим количеством других сортов, в т.ч. сортом ‘Firmament’.
В книге Биргитты Бендсон автором указан Пфитцер и датирован «до 1939 года».(стр. 183) И там же — ‘Fidelio’, как сорт Руиса, 1939 года (стр. 179). Изображения венчика и бутона — по распределению окраски, форме венчика и глазка практически идентичны и не противоречат фото из журнала 1999 года. Но — разного размера. ‘Fidelio’-3 см, ‘Graf Zeppelin’ — 3,8 см.
Но ‘Fidelio’ — (weiß mit großer karminroter Mitte 80 cm), сорт Пфитцера 1933 года, именно так он датирован в ассортиментной книге, и, как новинка собственной селекции, в каталоге 1934 года.

Чистый белый цвет с большим, ярким, карминово- красным центром, растения довольно прямостоячие. Одиночные цветы и соцветия очень большие, сильно изогнутые. Очень устойчив к дождю и сильной жаре. Высота около 80 см.
100 St. 270.-, 10 St. 28.-, 1 St. 3 — Pfitzers «Opera Phloxes» пользуются большой популярностью во всем мире.

(«Фиделио» — единственная опера Людвига ван Бетховена, которую очень любил Михаил Глинка.)
Эти данные заставляют сомневаться в подлинности мелкоцветного современного варианта. Но чем должны отличаться эти сорта — загадка. Если не учитывать рисунок Эстер Бартнинг, где изображена явная крупная звездочка, а не круглый глазок.
Alan Bloom «Hardy Perennials», 1992
Блум пишет, что его можно спутать с Fidelio: «white, large cherry eye, rather simular to «Graf Zeppelin»
Первое издание этой книги было в 1957 году. Уже тогда Алан Блум имел более чем тридцатилетний опыт работы с растениями и считался выдающимся специалистом в цветоводстве.
Добавлено Григорьевна 7 ноября  2017